Что для вас мультипликация? Развлечение для детей или отдельный самобытный вид творчества? 28 октября во всем мире будет отмечаться День анимации, поэтому в этом номере корреспондент «Северной правды» встретился с педагогом анимационной деятельности Светланой Жуковой, чтобы разобраться, какое место мультипликация занимает в современном мире, а также можно ли самостоятельно сделать мультфильм без специальной подготовки.

Призвание

— Как вы начали заниматься мультипликацией?

— По образованию я филолог. Несколько лет преподавала в школе, затем работала в системе образования. Мне всегда нравилось искусство мультипликации, и пять лет назад у меня появилась возможность обучиться ему. Я вошла в президентскую программу подготовки педагогов анимационной деятельности. После обучения четыре года работала с детьми — учила создавать мультфильмы.

— Какими навыками нужно обладать, чтобы создавать мультфильмы? Может быть, вы умеете рисовать?

— Особые навыки совсем необязательны. Главное — желание. В начале работы я практически не рисовала, научилось позже, когда захотела освоить технику рисованной покадровой анимации. Начинать лучше с простого. Например, предметной анимации.

— Что это такое?

— Это анимация, когда заставляешь предметы оживать. Можно взять все, что есть под рукой, и сделать небольшой сюжет: показать взаимодействие, движение. Мультипликация — это покадровая съемка, за кадром мы можем делать с предметом все, что хотим. А при быстром прокручивании появляется видеоряд.

— С какого возраста можно начать создавать анимацию?

— Мне кажется, что при помощи родителей — лет с пяти. Сейчас появилось огромное количество специальных приложений для смартфонов, с которыми не стоит труда разобраться. Свой первый мультфильм можно создать всего за пару часов.

— А как быстро вы освоили базовые навыки анимации?

— Довольно быстро. Достаточно одного занятия, чтобы понять принцип съемки, технологию. Понятно, что это будет что-то не сюжетное и смысловое, но тем не менее самая настоящая анимация. И очень важно, что сразу понимаешь, нравится тебе это или нет. Потому что процесс достаточно трудоемкий. Интересно видеть результат своей работы. Здорово, что сейчас активно развиваются соцсети – дети понимают, что могут показать свой мультфильм широкому кругу, а не только родственникам и близким друзьям.

— Если ребенок хочет сделать настоящий сюжетный мультфильм, долго ли придется ему над ним работать?

— Создание сюжетной анимации требует особой подготовки и терпения. До начала съемок нужно разработать сценарий, продумать декорации, образы героев. А на сами съемки может уйти не один месяц.

— Ваши ученики выполняли сложные работы?

— Да, создавали проект по творчеству Ефима Честнякова. Во время летней практики мы знакомили ребят, проходящих обучение в художественной школе, с технологиями съемки. Хронометраж анимационного фильма составил десять минут. Это достаточно много. Кроме того, у ребят это первый подобный опыт. Я считаю, что они очень хорошо справились.

Классика жанра

— Расскажите, какие техники мультипликации существуют?

— Есть две большие группы: плоскостная анимация и объемная. При плоскостной мы снимаем сверху и, соответственно, двигаем плоские предметы. При объемной анимации можем покрутить объект с разных сторон. Но эта техника более трудоемкая, потому что требует тщательной проработки декораций. Кроме того, нужно продумать, как именно фигуры будут стоять, двигаться. Например, прыжокполет реализовать уже достаточно сложно.

— В какой технике проще всего работать?

— Мне кажется, что в плоскостной. Перекладка менее трудозатратна, потому что мы не фиксируем фигуры в пространстве. Коме того, в такой технике можно снять любой объект, который кладется под камеру. Хоть персонаж, вырезанный из картона, хоть настоящее яблоко.

— А какие мультфильмы нравятся вам? В какой технике они выполнены?

— Я люблю советские мультфильмы. Один из самых любимых «Ежик в тумане». И, кроме того, мне очень нравятся сами советские мультипликаторы. Их подход к жизни, философия мультфильмов, глубокие сюжеты.

— А современные мультфильмы?

— Мне не очень нравится компьютерная анимация. Кроме того, многие современные мультфильмы лишены смысла. Это, конечно отталкивает от них. Но все же встречаются талантливые мультипликаторы, наши современники, правда, их творчеством я не увлекаюсь.

— Как вы думаете, в наше время анимация — это отдельный вид искусства или побочная ветвь кинематографа для детей?

— Я уверена в том, что анимация — это самодостаточный вид искусства. Да, основные потребители мультфильмов — дети. Но существуют прекрасные глубокие анимационные фильмы, которые нельзя списывать со счетов. Также анимация — это не только мультфильмы. Она активно используется в рекламе, продвижении брендов, помогает доступнее донести информацию.

— Вы бы хотели стать профессиональным мультипликатором?

— Сейчас, думаю, уже нет. Мне нравится преподавательская деятельность.

— А как вы думаете, у молодого мультипликатора есть будущее в этой профессии?

— Смотря чего он хочет добиться. Если создавать мультипликационные фильмы, то, вероятнее всего, нет. К сожалению, в нашей стране не так много анимационных студий, где может себя реализовать мультипликатор. Но если ребенок мечтает стать аниматором, то для него открыты все дороги. Это одна из самых востребованных профессий в рекламной сфере. Кроме того, получить минимальны навыки просто. В интернете есть множество обучающих курсов и для детей, и для взрослых, где учат на компьютере создавать анимацию.

Алина ОДИНЦОВА