В марте в нашей газете был опубликован материал полковника запаса Сергея Анатольевича Князькова «Любили и верили в Победу», в котором автор рассказал о фронтовой переписке своего деда, уроженца Судиславского района, участника Великой Отечественной войны генерала Сергея Алексеевича Князькова, с супругой Таисией Николаевной, которая с тремя детьми находилась в эвакуации в Уфе.

На днях Сергей Анатольевич Князьков прислал нам новый материал об участии в войне членов семьи родного брата его деда – Николая Алексеевича Князькова, тоже жителей Судиславского района.

А был он лишь простой солдат

Родной брат моего деда генерал-лейтенанта Сергея Алексеевича Князькова — Николай Алексеевич Князьков родился 20 августа 1902 года. Он моложе на шесть лет. Вместе с супругой Александрой Михайловной первое время проживал со своими родителями в деревне Кунцерово Судиславского района, потом семья перебрались в небольшую деревню Пикино того же района, где Николай честным тяжелым трудом зарабатывал на жизнь. Сначала возглавлял бригаду в местном колхозе, потом его направили работать в Завражский леспромхоз. Один за другим родились дети: Галина (в 1924-м), Павел (в 1925-м), Зинаида (в 1926 году), Татьяна (в 1932 году) и Михаил (в 1939-м).

Счастливая жизнь в деревеньке Пикино закончилась в 1939 году, когда пришли представители власти, разрушили печную трубу и потребовали от Князьковых перевезти дом «куда хотите». Оказывается, вышло постановление правительства, потребовавшее укрупнять деревни.

Можно было выбрать и поближе к районному центру Судиславлю (50 км), но у Николая Алексеевича хватило сил перевезти дом и хозяйство только в деревню Погорелки, что стояла от Пикино в полутора километрах.

«Переезд в эту деревню стоил коровы, овечек, птиц и очень подорвал экономический уклад семьи. Брат Павлик после 7-го класса должен был помогать отцу. Сестра Галя после 8-го класса вынуждена была пойти работать счетоводом в колхоз на центральную усадьбу и жить там на квартире. Пока строился дом, мы все жили на разных квартирах. Бабушка уехала к старшему сыну – Сергею Алексеевичу и вернулась в деревню только, когда началась Великая Отечественная война», – рассказывала моя двоюродная тетя, Татьяна Николаевна Гордеева (Князькова).

В начале войны Николая Алексеевича Князькова сразу же призвали на трудовой фронт – строить оборонительные сооружения. А уже в мае 1942 г. отправили на Западный фронт наводчиком пулемета. В этом же году в тяжелых боях под Ельцом (Липецкая область) 40 летний рядовой Николай Князьков получил тяжелое осколочное ранение головы.

В семье вспоминали, как из госпиталя пришло письмо-треугольник, написанное незнакомым почерком. Мать с бабушкой вначале испугались, предвидя страшное, а потом обрадовались, прочитав от медицинской сестры, что Николай живой. И все дружно заплакали уже от радости и счастья. Князьковы мысленно благодарили врачей и медицинских работников, которые в тяжелых полевых условиях так сумели обработать открытую рану на голове Николая Алексеевича, что он потом выдержал длительный переезд на лечение в Новосибирск. Вернулся домой в Погорелки в сопровождении медсестры только в 1943 году инвалидом первой группы. Рана представляла собой отсутствие большой площади черепа на правой стороне головы. У Князькова была серьезно нарушена координация движений, и первое время он даже не мог прямо пройти по комнате. К тому же была парализована левая сторона тела. Получившему ранение на фронте выделили хлебный паек в 500 гр., за которым дочь Татьяна, школьница третьего класса, ходила раз в неделю за пять километров в село Завражье. Этот паек очень помог главе семьи восстановить силы.

И все-таки через год у Николая Алексеевича начались новые проблемы со здоровьем, усилились головные боли, вплоть до потери сознания. Вначале такие приступы были редкими, а затем все чаще. Спасение пришло от старшего брата, в ту пору генерал-майора Князькова, служившего на кафедре тактики высших соединений Военной академии Генерального штаба. По его ходатайству Николая Алексеевича Князькова в 1947г. положили в знаменитую нейрохирургическую клинику Главного военного клинического госпиталя имени Н.Н.Бурденко. Там он выдержал семичасовую операцию. Рану ему очистили, наложили твердую пластину, и благодаря этому он прожил до 82-х лет. Скончался 8 ноября 1984 года.

Три ордена Павла Князькова

Павел и Галина Князьковы. Май 1945 года

Старший сын Николая Алексеевича Князькова – Павел до войны пятнадцатилетним начал работать учетчиком на заводе «Красный Октябрь» в Судиславле. С июля по ноябрь 1941 года в возрасте 16 лет участвовал в строительстве оборонительных сооружений под городом Осташковым Калининской области, а зимой 1941-1942 года – под Костромой. В 1942 году он стал работать трактористом в Воронской МТС. Был большим помощником семье, так как трактористам платили зерном.

В марте 1943 года Павла призвали в ряды Красной Армии и направили на фронт. Службу начал курсантом пулеметного взвода отдельной учебно-стрелковой роты 37-й стрелковой дивизии 2-го Прибалтийского фронта. Вскоре заслужил звание ефрейтор. 26 февраля 1944 года состоялся приказ по 37-й стрелковой дивизии, согласно которому ефрейтор Князьков Павел Николаевич за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награждался орденом Красной Звезды. Очевидно, за бои, которые 37-я стрелковая дивизия вела в ходе Ленинградско-Новгородской операции в январе 1944 года с целью недопущения переброски вражеских войск в район Новгорода.

Далее Павел окончил сокращенные курсы Ярославского пехотного училища и в звании младшего лейтенанта направлен служить командиром взвода в 576-й стрелковый полк 115-й стрелковой Холмской Краснознаменной дивизии.

Приказом по 115-й стрелковой дивизии от 21 августа 1944 года командир стрелкового взвода младший лейтенант П.Н.Князьков награжден орденом Красной Звезды за бои в ходе Мадонской операции войск Второго Прибалтийского фронта. Дивизия прорвала оборону противника на рубеже Граудите – Вевери, продолжала наступление к западу от Ляудоны в направлении станции Калснава, форсировала реки Арона, Берзауне, Весета и 20 августа 1944 вышла к крупному населенному пункту Виеталва в 15 километрах юго-восточнее города Эргли, расположенному на шоссе Плявиняс – Эргли.

И снова тяжелые кровопролитные бои в Прибалтике, а затем в Восточной Пруссии Приказом по войскам 103-го стрелкового корпуса от 31 января 1945 года командир пулеметного взвода 576-го стрелкового полка лейтенант Павел Князьков награжден орденом Отечественной войны II степени. В наступлении с 13 января 1945 года 115-я стрелковая дивизия прорывает хорошо укрепленную оборону противника в Восточной Пруссии, 19 января 1945 года берет город Рагнит, 20 января 1945 года участвует во взятии Тильзита.

При штурме города-крепости Кенигсберга за месяц до окончания войны Павел был тяжело ранен в ногу. Это его четвертое ранение, плюс имел контузию. Что вы хотите – это пехота Боевые друзья вытащили его с поля боя. День Победы комвзвода встретил в госпитале.

После войны по совету и поддержке своего дяди – генерала Сергея Алексеевича Князькова – Павел Князьков остался в армии. «Дядя Сережа» был для него примером служения Родине. Павел окончил десять классов вечерней школы и Военно-политическую академию им. В.И. Ленина. Затем долгое время успешно преподавал в Камышинском военно-техническом училище, которое сначала давало среднее военное образование, а потом его реорганизовали в высшее военное учебное заведение. Он стал полковником, в мирное время в 1955 году награжден медалью «За боевые заслуги». Он всю жизнь посвятил служению Вооруженным силам СССР, защите и процветанию Отечества. Скончался, мучаясь от полученных на фронте ранений, 2 февраля 1988 года.

Галя из «СМЕРША»

Внесла свой вклад в Победу над фашистской Германией и старшая дочь Николая Алексеевича Князькова – Галина.

Окончив в 1939 году восемь классов средней школы, она стала работать счетоводом в колхозе «Красный Октябрь». Через некоторое время была избрана секретарем комсомольской организации колхоза.

В 1941 году, когда в газетах появилось сообщение о героической гибели Зои Космодемьянской, Галина Князькова решила добровольно уйти на фронт. Ей долго отказывали, но однажды, придя домой, она очень тепло и ласково побеседовала с бабушкой и сестренкой Таней. Сказала, что пошла сдавать отчет в Судиславль, но домой не вернулась. Позднее семья получила сообщение, что 6 октября 1942 года Князькова Галина Николаевна добровольно зачислена в ряды Красной Армии. Галя, окончив одномесячную полковую школу регулировщиков автомобильной дороги, уже в декабре 1942 года оказалась на фронте под Сталинградом. В качестве регулировщицы прошла с боевыми частями военными дорогами от Сталинграда до Германии. За это время выросла от сержанта до младшего лейтенанта, награждена медалью «За боевые заслуги». С 27 января 1945 года до конца войны Галина служила в должности делопроизводителя-машинистки отдела контрразведки «СМЕРШ» в 12-й отдельной минометной Киевской Краснознаменной ордена Кутузова и Богдана Хмельницкого бригаде резерва Главного командования. Победу встретила в Берлине!

После войны до 27 апреля 1950 года служила на этой же должности в ряде других соединений разных военных округов. С апреля 1950 года по январь 1984 года работала в подразделениях Комитета Государственной безопасности в городах Туле и Рязани, а с апреля 1985 года – секретарем областного комитета госбезопасности в городе Владимире.

Свой жизненный путь Галина Николаевна Князькова завершила 14 сентября 1998 года.

Меня вдохновил посвятить свою жизнь военному служению Отечеству не только пример моего родного деда – генерала Князькова Сергея Алексеевича, отца – полковника Князькова Анатолия Сергеевича, но и моих судиславских родственников – участников Великой Отечественной войны: Князьковых Николая Алексеевича, Павла Николаевича и Галины Николаевны.

Сегодня вместе с отцом, ветераном военной службы, я вспоминаю их всех с благодарностью за мужество, проявленное на фронте, и честно прожитую послевоенную жизнь!

Полковник запаса

Сергей КНЯЗЬКОВ (Москва)