Они есть почти в каждом доме – общие и личные, супермощные и еле живые. Конечно, речь идет о компьютере. Безусловно, это вещь необходимая, часто используемая и так же часто «летящая». Итак, попробуем понять: куда звонить, если такая техника ломается, на что обращать внимание и можно ли доверять мастеру по вызову?
Представляем, наступил страшный момент – сломался наш друг и помощник компьютер. А если мы использовали его не для игр, а в большей степени для работы, и там остались важные файлы. Паника? Согласимся. И тут мы начинаем лихорадочно в интернете искать мастера, звонить по всем объявлениям. Это и будет ошибка номер один.
Вспоминайте!
Постарайтесь сначала поискать мастера или компанию через знакомых: скорей всего, кто-то вчера или на прошлой неделе ремонтировал свой компьютер, поэтому может сказать о цене, работе, скорости устранения поломки. Это первый шаг: ищем мастера через знакомых.
Но вдруг получается так, что таких знакомых не оказалось «под рукой», тогда приходится искать наобум. И это нужно делать правильно. Фирм много, частников тоже, а нам необходимо хорошее качество и приемлемая цена. Сначала изучаем сайт компании, дальше звоним или оставляем свой телефон, чтобы перезвонили вам. Оператор должен проконсультировать по всем вопросам. О поломке спросят всегда, готовьтесь максимально конкретно ее описать. И здесь снова «сюрприз» – ни одна фирма не скажет на расстоянии вам точную причину поломки техники и стоимость «лечения». А вот если быстро ставят «диагноз» – повод задуматься. Профессионалы ли?
Попались экстрасенсы?
Не доверяйте фирмам, где по телефону вам сразу диагностируют поломку. По одинаковым признакам встречаются самые разные проблемы. Хорошие мастера смогут что-то сказать только на месте.
Теперь о ценнике. В нашем регионе на самую «ходовую» поломку – переустановку программы, чистку от вирусов – цена начинается от 450 рублей. Но, безусловно, многое будет зависеть от проблем конкретного агрегата. По телефону сложно будет сказать точную сумму, но обязательно узнайте цифру в пределе от и до – на что вам рассчитывать. Стоит уточнить и платный или бесплатный вызов мастера для диагностики. Когда пришел мастер, тоже не стесняйтесь – узнайте, что конкретно сломалось, как долго и дорого это чинится. Предположим, вам все сделали. Обязательно попросите составить акт выполненных работ, где будет написана каждая услуга и ее стоимость. Можете тут же сравнить с ценами на сайте – отличий быть не должно.
Обязательно!
Просим составить акт выполненных работ, чек и гарантию. В последнем должны быть четко прописаны вид ремонта и гарантийные сроки на него. Учитывайте, что на все виды поломок дается разная гарантия.
«Северная правда» обратилась в несколько фирм по ремонту компьютеров и ноутбуков в Костроме с самыми разными «симптомами». Искали компании через интернет. На каждом сайте оказалась услуга обратного вызова: вы оставляете номер, вам перезванивает оператор. Причем везде на это дается определенное количество времени – пять минут, 30 секунд и 24 секунды. Скажем честно, в указанное время уложились все – перезвонили. А дальше пошла «пляска»: только в одной фирме нас стали расспрашивать о поломке, остальным, видимо, все равно. Вариацию цен не сказал никто, рисковать не стали. Все фирмы, кроме одной, решительно заявили, что предоставят и акт, и чек, и гарантию. В одной компании от такого запроса слегка растерялись, но потом сообщили, что передадут пожелания мастеру, и он приедет со всеми бумажками. С гарантией тоже интересно: ведь на каждую поломку дается разный срок. Но нам везде отвечали месяц-два.
Теперь, что касается частных мастеров. На всех столбах и подъездах обязательно есть объявление с услугами компьютерного ремонта. Видимо, последним трендом стало размещение на таком объявлении фото мастера, который словно сошел с обложки глянцевого журнала. Вряд ли приедет именно такой человек. Но с несколькими мастерами мы все-таки поговорили. Нашли сайты частников, ну и не обошли стороной один из известных сайтов с бесплатными объявлениями. Интересовало нас, собственно, то же.
Итак, гарантии все частные мастера предоставляют легко, пишут об этом сразу в объявлении, спрашивать не пришлось. В одном случае гарантия, что очень понравилось, расписана в зависимости от вида поломки: на аппаратные части – до года, на программные примерно до шести месяцев. Выезд почти везде бесплатный, а вот ценами мы слегка были удивлены. Слишком уж в одном случае они были низкие. Не стоит радоваться, потому что, возможно, мастер начинающий или со «слабой» квалификацией. Согласитесь, за 50 рублей сейчас мало кто что-то отремонтирует.
Доверяйте, но проверяйте
На сайте хорошей компании, а вам нужна именно такая, есть прайс-лист. И вот от него не должно быть никаких отклонений. Поэтому в акте прописывается отдельно каждая услуга, обязательно отдельно, и стоимость работы. Проверьте и сравните.
После этого просим чек и гарантию. И снова интересный момент: почему без акта нельзя. Попробуйте потом, если сломается техника повторно, доказать, что мастер, скажем, установил ту программу, которая перестала работать?! В акте же будет все прописано.
Цены рассмешили?
Вас должны напугать слишком низкие цены. Если так, то задумайтесь, какой квалификации мастера вы дождетесь. Хороший специалист не оценит себя ниже среднего.
По времени: встретились нам и те, кто может приехать на место в течение 30 минут. Признаемся, частные мастера значительно настойчивее, легко не отпускают даже если «просто спросить». В некоторых случаях перезванивают, точно все узнают о поломке, спрашивают адрес и готовы подстроиться под любой график вашей жизни. Вот такая готовность помочь.
Спор решается
Итак, что же делать, если услуга оказана некачественно? Когда исполнитель отказывается удовлетворить претензии потребителя, последний может обратиться в суд. При этом лучше сослаться на закон, где предусмотрено заявление требований. В данном случае на статью 29 закона РФ «О защите прав потребителей».
Елена БОЙКО, ведущий юрисконсульт МБУ «Городская служба контроля качества потребительских товаров и услуг»:
– При обращении в фирму обязательно поинтересуйтесь квалификацией мастеров, их опытом работы, точной стоимостью услуг в прайс-листе. Посмотрите на сайте отзывы. Непосредственно при оказании услуги вам должны будут предоставить акт, чек и гарантийный талон. Если вас не устраивает качество оказанной услуги, то необходимо составить претензию. Обязательных форм к составлению претензии нет, но основные требования должны быть понятны, подкрепляться законом и достоверными фактами. Претензия рассматривается в срок, указанный в законе, и зависит от вида предъявленного требования потребителя (статьи 28, 29 Закона «О защите прав потребителей»). Учтите, что такая претензия составляется в двух экземплярах.