Мы продолжаем наш поиск погибших и пропавших без вести солдат Великой Отечественной войны. Наш сегодняшний рассказ о судьбе уроженца Костромского района Евстафия Андреевича Голицына.
Ждем «встречи» с родственником
В штаб акции «Вместе ищем солдата» обратились с просьбой узнать о судьбе родственника – Евстафия Андреевича Голицына:
«Наш родственник родился в деревне Окулово Костромского уезда. Точно не помним: в 1907-м или в 1910 году. На фронт его призвали летом 1941 года. Мы с родственником никогда друг друга не видели, хотя мы хранили и храним память о нем всю свою жизнь.
Писем родственника не было. Его посчитали пропавшим без вести. А нам хочется узнать, где он воевал, как погиб и где его могила. Если есть возможность, то помогите нам разыскать родственника».
В рядах 118-й стрелковой
Мы выяснили, что ваш родственник Евстафий Андреевич Голицын родился 20 июня 1910 года в деревне Окулово Костромского уезда и после призыва на фронт в должности стрелка и в звании рядового служил в 463-м стрелковом полку 118-й стрелковой дивизии.
118-я стрелковая дивизия была сформирована в 1940 году в Костроме. Призывники из нашей области составляли в ней основной костяк военнослужащих. 22 июня 1941 года 118-я стрелковая была переброшена в город Псков. К 9 июля противник вышел к южной окраине Пскова и создал угрозу окружения дивизии, начавшей отступление. К 10 июля остатки дивизии вышли к населенным пунктам Гдов, Луга и станции Дно.
22 августа 118-я дивизия, имевшая к тому времени в своем составе чуть более трех тысяч человек, в районе села Кипень Ленинградской области попала в окружение. Оставшиеся бойцы, которым удалось вырваться из окружения, влились в состав восьмой армии, воевавшей в Эстонии. 27 сентября 1941 года 118-я стрелковая была расформирована.
Гибель 118-й стрелковой дивизии летом 1941 года является для Костромской области одним из самых трагичных эпизодов Великой Отечественной войны.
Псковская «ловушка» рядового Голицына
Нам известно, что 10 августа 1941 года в городе Пскове, окруженном немцами, рядовой Евстафий Голицын попал в плен и был помещен в лагерь Шталаг II G (323). Уже в первые недели немецкого вторжения в СССР этот лагерь, расположенный в городе Гросс Борн (сейчас это польский город Баркневко), был переполнен пленными советскими военнослужащими. Кроме колючей проволоки и вышек с пулеметчиками по углам, здесь на первых порах не было ни одного жилого помещения, а пленные укрывались от непогоды в вырытых в земле норах.
В условиях скученности, антисанитарии, инфекций и голода смертность в лагере была огромной.
Солдатский покой на польской земле
2 октября 1941 года за колючей проволокой лагеря Шталаг II G (323), не вынеся нечеловеческих условий содержания, умер костромской солдат Евстафий Андреевич Голицын.
В настоящее время он покоится на братском кладбище в городе Штарград в Западно-Поморском воеводстве Польской Республики.
Обо всем этом нам рассказала лагерная учетная карточка советского военнопленного Евстафия Андреевича Голицына, сохранившаяся до наших дней, в которой с немецкой педантичностью указывались все вехи последнего пути нашего солдата.