Двадцатое столетие не зря называют «золотым веком» лесосплава. В советский период по крупным, несудоходным рекам страны сплавляли до 120 (и даже больше) миллионов кубометров древесины. Крупные объемы, конечно, заготавливали и в одном из самых лесных регионов центральной части страны — в Костромской области. Оперативные сводки «вестей со сплава леса» публиковала «Северянка».

На 1960-1970 годы пришелся самый пик лесосплава. К тому времени в Костромской области появляются лесные поселки. Лесными они называются не случайно: действительно, появляются стихийно посреди леса, а новые их «жители» зимой и летом занимаются его заготовкой, а весной, в половодье, сплавляют по рекам. Для лесозаготовителей отстраивают всю необходимую инфраструктуру: общежития, магазины, столовые, пекарни, медпункты и, конечно, Дома культуры.
В 1949-м году один из таких лесных поселков заложили рядом с сосновым бором на берегу реки Вохмы. Назвали его по имени небольшой речки Воробьевицы. В капитальное строительство лесопункта в первые годы вкладывали сотни тысяч рублей. Через шесть лет собкор «Северной правды» Шадрин побывает в Воробьевице и напишет восторженный репортаж, в котором скажет: «Неузнаваемым стал поселок за годы пятой пятилетки. Воробьевица превратилась в самый крупный механизированный лесопункт Вохомского лестрансхоза. Сейчас там построено 13 многоквартирных домов и общежитий».
С удовольствием отдыхали после трудовых дней в Доме культуры Центрального поселка Октябрьского леспромхоза. Там тоже побывал собкор «Северянки» Ковалев. Забота о лесозаготовителях его впечатлила. «Здесь можно посмотреть художественные и научно-популярные кинофильмы, спектакли, выступления кружка художественной самодеятельности. Приятно провести вечер в читальном зале», – напишет он в областной газете.
К сожалению, жизнь лесных поселков не такая долгая. Населяют его в основном сезонные рабочие. Они живут, пока рядом есть лес, пока есть работа, а затем понемногу пустеют, забываются, теряются. К счастью, не все. Воробьевица, например, до сих пор остается крупным поселком. Сегодня здесь живут более четырехсот человек. Еще в одном лесном поселке — Новопанкратове Чухломского района – «Северная правда» побывала с «Губернской экспедицией» в 2016 году. К тому времени из инфраструктуры здесь осталась библиотека, школа и магазин, а жителей — чуть более ста. Однако унывать они не собираются и сейчас. К родному месту прикипели сердцем.

Татьяна ГОЛОСОВА, жительница одного из лесных поселков:
– Когда лесом стали заниматься меньше, все начали искать лучшей жизни, уезжать, и мы тоже оставили родной поселок. Уехали тогда в Ленинградскую область. В одно и то же место рванули пять семей, одна за одной. Но когда приехали, стало понятно, что лучше и дороже родных мест для сердца нет. А заработать можно везде, было бы желание.

 

«Магистральные реки Унжа, Кострома, Немда и их притоки очистились ото льда. Сплав молевой древесины в эти дни ведется по 39 рекам. Всего брошено в воду и пущено в плотах 805 тысяч кубометров. На сплавных работах занято свыше пяти тысяч человек, в том числе 1350 сезонников».
Из заметки «Лес плывет по 39 рекам»,
опубликованной в «СП» в апреле 1956 года.