Из-за этого его чуть не отчислили из училища. Ради этого он после срочной службы ещё и контракт подписал. Во имя этого он готов подниматься на головокружительную высоту и блуждать непроходимыми тропамикак же это надо любитьДмитрий Пинкин любит граффити. Его персональная выставка «Материя мысли», которая сейчас работает на арт-площадке СТАНЦИЯ, вообще-то признание в любвиочень своеобразному искусству, которое требует пространств, воздуха и зрителей, готовых разгадывать тайны.

Творческий порывидти

Есть такое стереотипное представление о художнике: мастерская, мольберт, и он, весь такой вдохновлённый, пишет. А вы вдруг из уютной мастерской выходите на улицупочему?

Потому что для меня граффитиэто не там, где я. Весь интерес как раз в том, чтобы искать локацию. Я в детстве очень любил грибы собирать. И так же, как грибы в лесу, теперь ищу пространство для граффити. Каждое место уникально и само как будто бы диктует, что именно здесь нарисовать.

А интересно, как это происходит: просто встаёте с утра и решаетеиду рисовать? Или у вас какой-то график?

Графика нет (улыбается.). Есть творческий порыв. Чувствуешь, что надо пойтии идёшь на прогулку по сути. Но у тебя с собой все материалы: папка с эскизами, краски

В самом деле эскизы? Я думала, граффитиэто чистая импровизация.

Все мои работы делятся на абстрактные картины и иллюстрации. Абстрактныеэто нечто интуитивное: холст, краска и твои руки. А вот иллюстрации всегда создаются по эскизам. Где бы ты ни находился, что-то рисуешьда хоть на клочке бумаге. А лучшее собираешь в папку.

Сразу видно, что у вас за плечами школа: сначала имени Шлейна, потом КУХОМ. Кстати, сложно было уходить от всего академического?

Я бы не сказал, что переход был сложным. Правда, меня чуть не отчислили из КУХОМа.

За измену традиционному искусству?

Из-за того, что я на библиотечной книге, на каталоге ювелирных изделий, поставил свой автограф. Пришлось мне писать в издательство, чтобы прислали такую же книгуновую я отдал, а та, с автографом, до сих пор у меня дома.

А в чём фишкаписать своё имя? Ну вот написано оно на стене

Для обывателя эта надпись не несёт никакой нагрузки. Обычным людям я рекомендую не воспринимать граффити-надписи как текст, а любоваться композицией, цветовой палитрой. На самом деле, это в большей степени обращение к тем, кто рисует граффити. К таким же граффити-художникам. Что-то вроде обозначения себя в сообществе: смотрите, я есть!

Вообще, граффити по канонамэто в первую очередь шрифты, шрифтовые композиции. А мне сегодня интересно и многое другое: и мурал, и стрит-арт.

Планшет превратился в Пнуло

Раз уж заговорили об именах: у вас два творческих имениПланшет и Пнуло. И если с Планшетом ещё более-менее понятноэто плоскость, на которую наносится изображение, то Пнулонечто совсем необъяснимое.

Началось, конечно, с Планшета. Когда я учился в КУХОМе, у нас были классические планшеты из фанеры. И вот однажды я свой планшет с обратной стороны расписали другие студенты захотели что-то подобное, у меня даже заказы были. Так слово «планшет» ко мне и приклеилось. Но поскольку слово длинное, а люди любят сокращать, мы говорили не «планшет», а «план». В какой-то момент я написал «plan» по-английски, потом «a» заменил на «u», затем переставил буквы, и как-то сама собой приросла финальная «о». Получилось «Pnulo». Но Планшет всё равно осталсякак знак того, что начинал я именно с граффити.

Получается, сейчас занимаетесь не граффити? А чем же?

Ну конечно, с годами происходит внутренняя трансформация и, как следствие, трансформация творчества. Вообще, граффити по канонамэто в первую очередь шрифты, шрифтовые композиции. А мне сегодня интересно и многое другое: и мурал, и стрит-арт.

Объясните для непосвящённых.

Муралэто широкоформатные рисунки, скажем, на фасадах домов или других сооружений. Стрит-артэто работа не с надписями, а в большей степени с изображениями. К стрит-арту относятся, например, плакаты и постеры. Но в современном мире всё перемешивается, элементы всего есть во всёми уже сложно провести границы между направлениями в искусстве.

Судя по всему, расписанные фасады детских поликлиник в Костромеэто мурал. И это ваша работа.

Да, это работа нашей команды.

Когда включались в проект «Детская поликлиника», что было интересно?

Опыт был не только интересный, но и полезный, мне кажется. Дело в том, что советские мультфильмы, персонажей из которых мы рисовали, очень добрые. И такой материал оказывает благотворное влияние на художника.

Вы прямо копировали хрестоматийные образы?

Героев мы старались изобразить такими, какие они есть. Для этого пришлось пересматривать мультфильмы покадрово. Но что касается цвета, здесь мы были более свободны: делали коллаж с использованием своих фонов. Правда, во время работы у меня были двойственные ощущения: с одной стороныздорово, с другойя понимал, что для современных детей герои советских мультиковне такие уж их герои. Это герои скорее для родителей.

А вообще, у вас много заказов на широкоформатные рисунки? Сейчас же модно украшать утеплённые фасады домов.

Как раз одна из фирм, занимающихся утеплением фасадов, обратилась к нам, чтобы мы разработали рисунок. При этом заказчик хотел видеть летающих слонов. Мы внесли некоторые коррективы, и в итоге вот что получилось: на одном фасаде слон выпускает воздушные шарики, а на другом очертания слонов можно увидеть в облаках. Кстати, два года назад я был в Кирове, встречался с местным стритартером. Он мне рассказал интересную вещь: у них есть знаменитая дымковская игрушка, так вот этим орнаментом стали расписывать фасады домов. И это реально круто смотрится. Я подумал: у нас есть костромская роспись. Почему бы не украшать ей зданияи тогда приезжие люди, даже не заходя в музей, смогут многое понять про Кострому.

А какие у вас отношения с Костромой?

Родился я не в Костроме, но всю сознательную жизнь живу здесь. Правда, срочную службу проходил в Ярославле, и там в смысле граффити всё очень активно было. Именно поэтому после срочной я ещё и контракт подписал, а потом целый год работал на «Ярбумаге»чтобы с местными художниками общаться, самому рисовать, развиваться творчески. Но, кроме творческой жизни, есть ещё отношения с родителями и друзьями, которые здесьи я не могу всё это бросить. А может быть, мне в Костроме просто уютно.

Парень в балаклаведобрый

Ваша выставка на арт-площадке СТАНЦИЯпример вполне «классической» экспозиции. А бывают у граффити-художников выставки неожиданного формата?

Есть такой проект европейскийне помню названия: в пространство галереи впускают художника, и он его целиком оформляет. К приходу следующего художника это всё закрашиваетсяи тот заново расписывает. В России я не видел ничего подобного. Конечно, любому художнику граффити очень хочется не только повесить свою работу на стену, но и саму стену расписать. А в российских галереях этого делать нельзя. Причём никто не может объяснить, почему нельзя. Просто нельзя, и всёмного непонятных стереотипов ещё с советского времени.

Я в детстве очень любил грибы собирать. И так же, как грибы в лесу, теперь ищу пространство для граффити.

Знаете, что на вашей выставке поражает? Что почти на всех картинах человек раздроблен, нет телесной целостности.

Это собирательный образ современного человечества. Стрессы сегодняшней жизни на нас влияют таким образом, что мы психологически разбиты, не гармоничны.

Где же обрести гармонию?

Внутри себя. Если не найдёшь гармонии внутри, то и во внешнем мире её не будет. Я не говорю, что надо разрывать социальные связи, уходить куда-то в лесважно работать с собой и с окружающими людьми. И в том числе посредством искусства.

А ваш «фирменный» персонаж почему в балаклавемаске, скрывающей лицо? Он так оберегает внутреннюю гармонию?

С балаклавой связано много отрицательных ассоциаций: бандиты, террористы, берущие людей в заложникиНо я стараюсь уходить от шаблонов. Говорить, что всё неоднозначно и то, что для одного плохо, для другого хорошо. Мой персонаж абсолютно добрый, просто не афиширует свою личность. Это из серии: я делаю добрые дела, но не кричу о них. Мне почему и нравится граффити: оно с секретом. В нём нет ничего прямолинейного, в лоб. Его надо стараться разгадать.

Дарья ШАНИНА

Фото из открытых источников