В преддверии Дня семьи, любви и верности мы встретились с мамой, у которой четверо детей. Точнее так: с читающей мамой читающих детей. И супругой читающего мужа, конечно. Евгения Афанасова – журналист по первому образованию. По второму — специалист по детскому чтению. Причем, дипломированным экспертом по детскому и подростковому чтению она стала буквально в июне. Два предшествующих года своей жизни называет большой авантюрой и серьезным испытанием для всей семьи. Но справилась, успела, осуществила мечту. Сегодня беседуем о том, может ли детское чтение быть современным и незаштампованным, зачем взрослым читать детскую литературу, как встретиться с настоящим писателем, живущим от тебя за сотни километров, и не только.
Читателем меня сделало материнство
– Женя, в вашей семье читают все?
– Читают. Младший Петя (он дошкольник) начинает сливать слоги. Остальные, конечно, уже читатели. Разные, с разными книжными предпочтениями. Однако я не сторонник раннему научению чтению. Это все очень индивидуально. Есть весомые биологические причины, по которым чтение к каждому приходит в своё время. Как говорят и пишут нейропсихологи, физиологи, когнитивисты, самое благодатное время — с 6 до 7 лет. Скорее, это не норма, когда взрослые начинают «натаскивать» ребенка на буквы и слоги с трех-четырех лет. Но снова подчеркну: все индивидуально. Мой старший сын, например, в 4,5 года был готов. У нас даже есть такая семейная шутка: «Саш, ты читать начал раньше, чем говорить».
– У тебя самой любовь к чтению тоже из детства?
– Кроме шуток: читателем меня сделала не родительская семья, не школа и не филфак. Мне кажется, читателем в том значении слова, которое я сейчас ему придаю, меня сделало именно материнство. С рождением первого ребенка я вновь погрузилась в мир детской литературы. Возможно, в том числе потому, что в моем детстве полноценного погружения не случилось. Да, я ходила в сельскую библиотеку. Но до сих пор перед глазами картинка: вижу большие объемные книги — и мне страшно даже к ним прикоснуться, а не то чтобы взять и читать, на меня давит этот объем. Потом, конечно, сказалась склонность к гуманитарным наукам. И читать полюбила, и сочинения писать. Но погружение именно в детскую литературу и детское чтение пришло с рождением детей.
– Кстати, больших объемов чтения многие боятся. Как побороть этот страх?
– Не пугать этими объемами. Проблема в том, что у большинства взрослых очень утилитарный и практичный подход к детскому чтению. Что нам от него нужно? Расширение кругозора, углубление знаний, хорошие оценки в школе. И часто семейное чтение начинается и заканчивается выполнением домашней работы. А все должно быть наоборот. Чтение – это не про сложные испытания. Все мое присутствие в соцсетях и деятельность в книжном клубе — попытка объяснить, что у чтения очень много различных функций. Не нужно обкрадывать себя, ограничиваясь утилитарной функцией. Нужно искать удовольствие и искренний интерес. И поменьше давить. Например, в нашей семье чтение — это в том числе и чтение комиксов с чаем и бутербродами. И как только мы перестаем вменять чтение в обязанность, меняем свои подходы, проблема решается сама собой.
Эффект кипящего чайника и немного волшебства
– Про книжный клуб расскажешь подробнее? Наверное, все началось с твоей рубрики «Книжный календарь»?
– Да. Недавно посчитала: этой рубрике шесть лет. И все эти годы на своей странице в соцсети в конце месяца делюсь интересными книжными итогами каждого в нашей семье. Важно, что это не мой выбор, а те книги, которые каждый выбирает сам. И эта рубрика нашла отклик у подписчиков, у друзей. Под ней вырастала простынь комментариев. Ну и в целом на протяжении нескольких лет я рассказываю в соцсетях о практиках семейного чтения, детской литературе, пишу обзоры на современный детлит. Мамы стали все чаще обращаться с просьбой организовать книжный клуб, чтобы поддержать чтение их детей. Два года я отнекивалась, а потом поймала себя на мысли, что мне самой уже хочется взяться за эту тему, поделиться накопленными знаниями. Был эффект кипящего чайника, на котором подпрыгивает крышечка. Я понимала, что просто будет взрыв, если не реализуюсь в этом направлении. Моя главная задача сейчас – показать, как через взаимодействие с разными художественными текстами можно выстраивать более глубокое общение со своими взрослеющими детьми.
– Получается?
– Да. И порой не просто получается, а происходит волшебство. Вот недавний случай. У мамы и сына, который занимается в клубе, очень разные читательские предпочтения. И это нормально. И вот мы читаем повесть Роба Буйе «Все из-за мистера Террапта». В итоге эта повесть стала первой книгой, которая понравилась им обоим. Но открытие было в другом: сколько всего можно обсудить, опираясь на этот, казалось бы, незатейливый текст. Вообще территория современного детлита — это территория взаимного узнавания родителей и детей. И это инструмент, используя который, ты можешь решать многие проблемы в своей семье. В том числе выстраивать поистине доверительные отношения.
– В клубе читаете с ребятами только современную литературу?
– Я очень люблю классику. Как отечественную, так и зарубежную. Но в рамках своего книжного клуба работаю с современной детской литературы. Основные занятия проходят по материалам короткой прозы современных авторов. Почему именно так? В книжный клуб приходят дети далеко не все уже расчитавшиеся, увлеченные книгой и чтением. Также приходят те, кому нужна поддержка, нужен стимул, окружение и наставник в лице модератора-взрослого. Большая книга не всегда и не всем подвластна. Кроме того, современные дети очень загружены. И я понимала, что если я буду их загружать еще больше, ничего хорошего из этого не получится. Поэтому сделала ставку на легкость и интерес: к встречам клуба готовиться не надо, не стоит задача прочитать текст заранее. Я выбираю такие тексты, которые мы можем прочитать в течение десяти минут, а потом выстроить ряд творческих заданий вокруг этого текста. И получается такое групповое проживание темы. И для меня важно чувствовать аудиторию и понимать, какой рассказ будет для них сейчас актуален. И конечно, очень радуюсь, когда удается найти текст, в котором есть актуальные для моих младших подростков (а в клубе дети до 10 до 13 лет) проблемы и реалии. Читаем и повести объёмом до 200 страниц, потом обсуждаем. Это как в классическом книжном клубе.
Про сумасшедшие решения и настоящих писателей
– Твое обучение по программе «Детская и подростковая литература в образовании и культуре» и получение новой специальности – тоже из разряда подпрыгивающей крышечки на чайнике?
– Об этой магистратуре узнала давно. Уже была погружена в тему, искала «свою стаю» – читающих единомышленников. Но тогда была возможна только очная форма обучения. С четырьмя детьми, учитывая, что один из них грудничок, учиться очно в Москве было просто нереально. …Потом случился ковид, после него не открыли набор на специальность. И вот два года назад вижу информацию в посте руководителя магистратуры Екатерины Андреевны Асоновой (известный в нашей стране исследователь детской литературы и чтения), что набор открыт. И более того, доступна дистанционная форма обучения. Тогда я загорелась!
– Учиться было интересно?
– Невероятно интересно! В нашей группе были такие удивительные люди – педагоги, библиотекари и даже уже достаточно известные писатели. Но было сложно. На два года моя жизнь превратилась в одну сплошную домашку. Делаешь уроки с детьми – и далее свои уроки. Это высшая школа со всеми требованиями и объемами выполняемых работ. Сейчас уже, анализируя, понимаю, что решение о поступлении было немного сумасшедшим.
– Но ты справилась! Причем приятным бонусом, помимо знаний, стало знакомство с настоящими писателями.
– Сейчас действительно очень много талантливых авторов. И они вполне доступны – стоит только протянуть руку – равно написать сообщения в соцсетях. И благодаря своим сокурсницам по Московскому городскому педагогическому университету ищу, и просто сама нахожу человека – и прошу записать видеобращение к ребятам. Так было, например, с Александром Киселевым – автором повести «Вайнахт и Рождество», Машей Сандлер – автором повести «Самсон». А еще у нашей землячки, выпускницы костромского журфака Анастасии Шанской недавно вышла книга «Кот прямо с неба». Мы ее с ребятами прочитали. Причем все прочитали, пришли с закладками на важных моментах и желанием обсуждать. Скоро выйдет аудиоверсия этой книги. А у главного героя произведения – кота Фимки – есть свой ТГ-канал. Мы все подписаны, конечно.
– Женя, уверена, что дома у вас ну очень много книг!
– Пока еще есть место для новых стеллажей. Вот и сейчас мужа прошу сделать за лето еще один. Потому что меня категорически не устраивает, когда книги стоят в два-три ряда. Они всегда должны быть на виду. И если мне захотелось, например, почитать «Вино из одуванчиков» Бредбери (а я всегда перечитываю его летом), то книга должна быть рядом, а не где-то далеко.
– Конечно, такое не принято спрашивать у человека, прочитавшего тысячи книг. Но рискну: любимая книга есть?
– На самом деле мне кажется, что я непростительно мало читаю. А про любимую книгу… Надеюсь, что она еще впереди.
Любовь Володина
Фото из личного архива Евгении Афанасовой