Законодательство выделяет отдельный вид товаров, именуемых технически сложным (Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 “Об утверждении перечня технически сложных товаров”). Список их обширен: от наручных часов до легких самолетов, лодок и яхт, включая оборудование навигации и беспроводной связи.

Сдать такие товары в течение 14 дней не получится, если он вам просто не понравился. При этом цена покупки никак не влияет на права потребителя и на порядок предъявления претензий: будь то автомобиль, стиральная машина или холодильник.

Исключение – случай дистанционной покупки. Здесь у потребителя есть право отказаться от товара надлежащего качества и потребовать возврата денег в течение 7 дней с даты его приобретения.

Если же вы совершили покупку в магазине обычным способом, можно потребовать замены или возврата оплаченной суммы лишь в случае обнаружения недостатков. И лишь в течение 15 дней со дня передачи товара. Например, оплатили покупку заранее, а доставили ее вам через неделю, 15-ти дневный срок считается с даты доставки.

По истечении этого периода можно вернуть или заменить технически сложный товар, например, при наличии в нем неустранимых недостатков.

Бывает, что продавец намеренно не указал на недостатки товара, а вы заметили их только дома. Закон на вашей стороне и можете потребовать (ст. 475 ГК РФ):

– соразмерного уменьшения покупной цены;

– безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

– возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

Алгоритм действий при обнаружении недостатков в технически сложном товаре:

– зафиксировать недостатки любым доступным способом;

– направить письменное обращение продавцу, где четко указано, когда приобретен товар (договор, чеки); описаны недостатки (по-возможности приложить доказательства); с просьбой заменить товар или вернуть деньги, указать, где находиться товар, так как продавец должен за свой счет все это осуществить (ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»);

Продавец должен удовлетворить ваше требование в течение 10 дней (ст. 22). В случае игнорирования продавца потребитель вправе обратиться в Роспотребнадзор (https://www.rospotrebnadzor.ru), а отсутствие ответа служит основанием для проведения в отношении продавца проверки.

– в жалобе на продавца обязательно приложите документы с подтверждением письменного обращения продавцу и отсутствие ответа в установленный законом срок.

Есть ли шансы обойтись без суда?

Да, дорожащий своей репутацией и отзывами продавец пойдет навстречу. Грамотно составленные документы с соблюдением требований действующего законодательства, наличие доказательств нарушения прав потребителей (их фиксация и возможность предоставить), соблюдение установленных сроков и процедур тоже будет для вас преимуществом.

Особые аргументы в пользу досудебного урегулирования:

– штраф для продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50%от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ст. 13);

– уплата значительной неустойки в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки (ст. 23);

– возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя.