Накануне начала учебного года стало известно, что директор института управления, экономики и финансов КГУ Маргарита Израилевна Беркович получила уникальную награду — премию «Золотые имена высшей школы». Она вошла в число самых достойных представителей профессорско-преподавательского состава, которые, как говорится в положении конкурса, имеют личный успех, достижения в учебном процессе с применением новейших методик, инновационных практик для повышения качества образования. Мы встретились с Маргаритой Израилевной, чтобы побеседовать о награде, работе и планах на будущее.
Отношение к людям и профессии — от папы
– Маргарита Израилевна, вы победили в номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы». Что значит эта награда для Вас?
– Мой папа Израиль Петрович Шульман, один из лучших педагогов, подготовивший десятки, если не сотни историков, всю жизнь отдал образованию, работая в КГУ им. Некрасова. И я могу рассматривать себя, как преемника его отношения к жизни, к людям, к профессии. Можно было заявляться и в другие номинации. Но мне показалось, что уместно подать документы именно в эту. Поскольку самые лучшие черты у нас — от родителей, особенно от тех, кто воевал и не озлобился, смог сформировать в своих учениках человеческие качества, в том числе и патриотизм. То поколение преподавателей ученики вспоминают до сих пор, как носителей особой культуры, нравственности, не говоря уже о широте знаний.
– Наш разговор с Вами в самом начале учебного года. Какой раз вы встречаете первокурсников?
– Деканом я работаю уже более тридцати лет. И первоначально меня избрали директором института по инициативе студентов. Я люблю студентов и они, наверное, это чувствуют. И, к тому же, я люблю дело, которым занимаюсь.
– Уже видели тех ребят, кто поступил к Вам?
– Да, с первым курсом познакомились. Сейчас у студентов адаптационные сборы, где они смогут отдохнуть, узнать побольше об институте. Но это не просто отдых, а элемент воспитательной работы, профессионально-ориентированное мероприятие. Там будут и экономические игры, и тренинги.
– Насколько отличаются первокурсники сегодняшние от тех, что приходили тридцать лет назад?
– Студенты в значительной степени стали другие. Современные — более амбициозны, технологичны, менее зависимы от чужого мнения. Но с другой стороны есть пробелы в общей образованности. Но могу сказать, что те, кто учатся у нас, этот уровень подтягивают.
– У каждого факультета или института особая атмосфера. В чем заключается она в Вашем институте?
– Я бы сказала, что в стиле управления, который можно назвать «доброжелательная требовательность». У нас есть совершенно конкретные установки на качество образования, но при этом и доброе, внимательное отношение к студентам. Мы здесь для того, чтобы жизнь их в институте была и успешной, и комфортной. По моим ощущениям такую среду удалось создать. Нередко нас зовут на сборы бывших студентов после 10, 15, 20 лет выпуска. И с удовольствием вспоминают о годах студенческой жизни, говорят слова благодарности преподавателям. Выпускники приходят посоветоваться и по поводу трудоустройства, и по поводу образования, да и просто за жизненным советом. Ко мне обращаются довольно много ребят, которые понимают, что институт – место, где можно получить ответы на непростые личные вопросы.
– Много ли студентов идут в науку?
– Нет, не так много. В этом году ко мне в аспирантуру пришли три человека, например. Один — состоявшийся бизнесмен, двое других с серьезным образованием, после окончания московских вузов. Но все же большинство ребят, имеющих определенный талант, идут в бизнес.
– А как мотивировать выпускников заниматься именно наукой? И стоит ли это делать?
– Мотивировать надо и не только деньгами. Но стоит признать, что научная деятельность оказалась в не самом привилегированном положении. Определенные шаги, конечно, делаются для привлечения молодежи в науку. Но в первую очередь в отрасли, связанные с микропроцессорами, фармацевтикой, биологией, химией. В экономике не видят мощного ресурса для развития. Хотя нет ничего более практичного для хозяйствования, чем хорошая теория.
Нейросети — мощный инструмент
– Вы сами продолжаете учиться?
– Я все время учусь. Сейчас я прошла курсы по нейросетям. Пусть не все понимаю, но очень стараюсь (смеется). Хочу поддерживать себя на уровне. Я, к примеру, веду авторский курс: «Трансформация социально-экономических систем». Мир стал другим, но в обобщенном виде об этом никто не говорил. И вот я пришла на первую лекцию и спрашиваю ребят: кто близко знаком с нейросетями? Оказалось, что никто. А ведь это мощное подспорье для всех, кто работает с рынком, очень важный инструмент. И хотя это несколько переоценено было поначалу, но все равно перспективно.
– Сейчас в интернете можно наткнуться на множество «коучей» по экономике. Как Вы к этому относитесь?
– Могу сказать, что сейчас просто вал некомпетентности. Из обилия информации современным молодым людям сложно вычленить то, что действительно нужно. Мы все являемся объектами манипулирования, стоит признать. Не могу сказать, как это будет в перспективе. Но менять отношение молодежи можно только личным примером. Нельзя просто говорить: читайте Маркса, читайте больше в принципе. Нужно самой оставаться ориентиром.
– Кстати, Вы советуете студентам читать тот самый «Капитал»?
– Это сейчас одна из самых читаемых книг. Лично у меня в свое время буквально захватило дух после прочтения «Капитала» от силы и глубины мысли… Но все ли смогут с ней справиться?! Я рассказываю студентам, как открыла второй том «Капитала», а там надпись от руки: «Ты зачем меня, мама, в КГУ отдала?» (смеется).
– Почему Вы выбрали для себя именно экономику?
– Я окончила школу с золотой медалью и могла бы выбрать разные варианты для дальнейшего обучения. Но у меня мама экономист, оканчивала Саратовский институт народного хозяйства, находясь в эвакуации. И хотя папа был проректором пединститута, но я туда не пошла — не было экономического факультета. Ведь в мои студенческие годы экономика котировалась очень высоко, как сейчас IT. У нас в группе учились десять медалистов. В принципе и сейчас востребованность экономического направления велика. Мне часто звонят работодатели и просят подобрать хороших специалистов. Но в большинстве своем хорошие ребята с третьего курса уже работают.
Для того, чтобы сформировать хорошего преподавателя необходимо десять лет
– Вы сразу можете заметить талант у студента?
– Мне достаточно поговорить с человеком и я уже вижу: готов, будет работать. По блеску в глазах, по тому, как воспринимают информацию. Преподаватели во многом психологи, и хоть мы не имеем специального образования, но жизнь научила разбираться в людях.
– А какие качества в человеке Вы цените больше всего?
– Порядочность, преданность делу, доброжелательность.
– Команда педагогов института такими качествами обладает?
– Я давно работаю руководителем и те принципы, что я транслирую, мои коллеги приняли. У меня очень хорошая команда, компетентные и преданные делу люди. Работа в вузе — не для каждого. Чтобы сформировать хорошего преподавателя требуется десять лет. Нужно накапливать знания, опыт, умение подать информацию.
– За столько лет были особенно запоминающиеся ученики?
– Конечно, были сотни ярких и талантливых студентов. И много историй вспоминается. Вот много лет назад ко мне студент подошел: «Вы наш декан? Не можете одолжить рубль?». Тогда, к слову, это были значимые деньги. Я одолжила, а потом обсуждала этот случай с другими преподавателями, мол, не особо это принято. И старшая коллега меня пожурила — если к тебе идут за деньгами, значит тебе доверяют! (смеется). Потом мама того студента на выпускном сказала, что знает, как ее сыну я дала рубль и это ему сильно помогло…
Есть, безусловно, ребята, которые запоминаются. Есть те, кто был не очень заметен, но я увидела в них талант и они добились больших успехов. Есть и те, кто стали со временем верными друзьями.
– Мы много говорили о работе. Но как Вы любите отдыхать?
– Не столь часто хожу на концерты. Художественную литературу тоже читать часто не получается, поскольку больше приходится изучать специализированные издания. Кроме того, у меня большая общественная работа. Я много лет являюсь председателем регионального отделения Вольного экономического общества, членом Общественной палаты Костромской области. Но если говорить в целом, то лучший отдых — на даче и с семьей. У нас много поводов для общения, мы получаем удовольствие от общества друг друга.
Владимир АКСЕНОВ