Накануне начала учебного года поступила новость о том, что учитель физкультуры Середняковской средней школы Наталья Нечаева отмечена Почетной грамотой Президента России. Мы встретились с этим уникальным человеком, заслуженным мастером спорта России, тринадцатикратной чемпионкой мира по гиревому спорту, занесенной в Книгу рекордов Гиннесса.
Олимпийский Мишка влюбил в спорт
– Что для вас значит такая награда, как Почетная грамота от Президента России?
– Как вам сказать. Восхищение, восторг и появилась маленькая дрожь. Я не особо рассчитывала, что такое будет.
– Заслуга учеников в такой награде есть?
– Это естественно работа тренера и самих учеников, потому что без показателей учеников достижений учителя не будет.
– Наталья Леонидовна, вы с самого начала своей трудовой деятельности в школе работаете?
– Нет, я начала работать тренером, когда окончила наш костромской институт. Сначала по баскетболу, затем по легкой атлетике, а уже по стечении обстоятельств перешла на гири и потом в школу. Тружусь здесь с 2012 года.
– У вас в семье нет династии учителей или спортсменов?
– Династии конкретно по физкультуре не было, а вот династия преподавателей у нас большая. Мои бабушка и дедушка были педагогами. Бабушка преподавала математику, а дедушка иностранный язык, труд, рисование и черчение. У бабушки дети тоже все учителя, кроме сына, русский преподают, музыку преподавали, математику. А я уже, получается, третье поколение, и меня заинтересовала физкультура.
– А чем она вас привлекла?
– Знаете, я до сих пор вспоминаю тот момент, когда меня что-то спортивное заинтересовало. Я родилась в Советском Союзе, и тогда было принято смотреть Олимпиады. Мы всей семьей смотрели Олимпиаду80, я была еще очень маленькая и когда Мишка улетал, то мне было его очень сильно жалко. И вот сама эмоция, соревнования, открытие, закрытие, оно в детской душе очень сильно залегло, и с этого момента я четко понимала, что хочу быть учителем физкультуры. В результате цель достигнута.
У каждого ребенка есть перспективы
– Работая в школе, вы видите, кто охотнее занимается спортом — мальчики или девочки?
– По природе своей, естественно, мальчики более активны, более подвижны, и родители на это уверенно смотрят мальчикам это надо. Девочки же более стеснительные, более робкие, не уверенные в себе, и это немного мешает, но все равно работаем.
– Физкультура помогает снимать робость?
– Физкультура много чему учит. Во-первых, она воспитывает уверенность, а во-вторых, воспитывает чувство собственного достоинства, учит достижению цели. Учит тому, чтобы уважать друг друга, быть трудолюбивым, воспитанным, сильным, ловким, выносливым, гибким… И все это физкультура.
– Как вы оцениваете роль физического воспитания в школьном образовательном процессе?
– Во-первых, это образовательная деятельность, то есть дети познают что-то новое, достигают свои маленькие вершинки, делают свои маленькие победы. У каждого ребенка есть перспективы в развитии, нет ни одного неспособного, главное, чтобы было желание. Во-вторых, это трудовая деятельность, потому что физкультура воспитывает трудолюбие, стержень, который необходим в жизненной ситуации. Я приучаю детей думать, как поступить: это сделать или другое, и какую цель можно поставить, чтобы ее достичь. Дети начинают все осознавать, и в результате появляются маленькие, но успехи у каждого из них.
– Хорошая оценка по физкультуре дает ребенку внутреннюю уверенность?
– Уверенность дает то, что у него получается. Когда у ребенка получается — он уверен, а когда он уверен, то у него есть стимул. Есть стимул и есть продвижение вперед. Все одно за одно цепляется.
Физкультура + литература
– По вашему мнению, тот объем физкультуры, который дается в школе, достаточный?
– Я так скажу: по программе, которая сейчас дается в школе, ее достаточно. У ребенка есть возможность ходить на дополнительные тренировки, если он заинтересовался каким-либо видом спорта. Цель учителя физкультуры заинтересовать в любом направлении и поддержать его, какой бы он ни сделал выбор. Он заинтересовался, пошел, и если не в самой школе заниматься, то можно в город ездить. А в городе профессионалы, которые начинают его натаскивать на свой вид спорта. У нас в школе сейчас есть секции баскетбола, волейбола, футбола, легкой атлетики, бокса, гиревого спорта. Ребята приходят и занимаются, тренируются и видят свой результат. Они заинтересованы в своем дальнейшем развитии, и, соответственно, школа от этого тоже в выгоде, дети становятся более здоровыми.
– На какие виды спорта охотнее идут дети или все индивидуально?
– Знаете, все индивидуально, но если сравнивать, то больше идут на игровые виды спорта. Игровые виды спорта, во-первых, популярные, а во-вторых, они командные, и если есть какая-то робость, то тут команда спасает. Урок физкультуры не означает, что мы скучно выполняем упражнения, я всегда ищу, как детей заинтересовать. Иногда прибегаем к литературе, к литературным произведениям, к прозе.
– Использовать литературу — это как?
– Для младшего школьного возраста — это сказка. Я иногда фразы из сказок привожу в ходе урока или использую литературное произведение. Урок физкультуры — это урок межпредметный, поэтому здесь может быть русский язык, литература и математика, физика и химия. Любой предмет, какой не возьми, он входит в физкультуру.
– Есть ребята, которые пошли в профессиональный спорт?
– Очень много учеников пошли в военные академии, институты различного характера по разным направлениям. Есть те, которые уже стали учителями физкультуры. Я не пыталась детей научить так, чтобы они вышли в большой спорт, а вот туда, где им спорт нужен по профессии в МЧС, в полицию, они идут. Таких много, процентов сорок.
– Как вы настраиваете ребят на достижение результата?
– Когда я веду урок физкультуры, я обязательно настраиваю детей, чтобы они сами себе поставили цель. Есть цель урока, а есть цель ребенка, и если цель ребенка в течение урока достигается — значит, урок прошел с пользой. Это большого стоит. Поэтому за достижение цели можно спокойно ставить оценки, а на следующий урок приходят и достигают следующую цель. И такими маленьким шажками поднимаемся в гору. Если тебе тяжело, то ты поднимаешься в гору, а если тебе легко, то ты катишься вниз.
Почти профессиональный ремонт
– Вне работы чем любите заниматься?
– Я люблю заниматься всем. Особенно в последнее время люблю красить, строить, мастерить. В свободное время. Я квартиру ремонтирую уже почти профессионально. Любое дело, которым я занимаюсь, увлекает, и если даже не умею, то потихонечку учусь, и в результате получаются шедевры, которых даже сама иногда не ожидаю.
– Фильмы и книги какие предпочитаете?
– Из фильмов я люблю комедии, потому что грусти достаточно и в жизни, а фильмы это для того, чтобы расслабиться, посмеяться, найти изюминку, свое настроение. Читаю приключения, но серьезного читать не хочется, его хватает в жизни.
– У вас есть дочь. Она не пошла по вашим спортивным стопам?
– Я изначально была против, чтобы она шла по моим стопам, но если у нее было такое желание, то я позволяла ей это сделать. И когда она после определенных соревнований говорит: «Мам, это не мое», я ей говорю — да ради Бога. То есть она попробовала, но идет своей дорогой, у нее свой жизненный путь, и я не могу настаивать на том, что я хочу. У нее своя жизненная дорога.
– Отдыхать удается?
– Честно говоря, времени на отдых нет, но я отдыхаю в тот момент, когда езжу на соревнования. Смена деятельности, смена места, когда ходишь по другому городу, пейзажи смотришь это тоже отдых, но когда выступаешь на соревнованиях, то естественно там не отдыхаешь. А сам путь туда и обратно — это и есть отдых, активный. Люблю ходить в походы и детей тоже приучаю. Это свежий воздух, природа. Гармония у человека с природой должна быть всегда. Если этой гармонии нет, то соответственно в жизни что-то в минус происходит. А когда есть гармония с природой, то жить хорошо и жизнь хороша.
Владимир Сапожников