Все мы замечаем, что прогресс несется вперед все быстрее и быстрее и… в основном на электрической тяге. Уже никого не удивишь электромобилями и по Москве реке ходят электрические трамвайчики, но вот на водной глади реки Волги в нашем городе было замечено судно с солнечными панелями на крыше. Нам удалось встретиться с его владельцем и капитаном Алексеем Петровым, чтобы узнать об особенностях столь необычного судна.
Все родом из детства
– Алексей, расскажите как давно у Вас началось увлечение речными судами?
– С рождения, можно сказать. А мне сейчас 47 лет. Еще отец с детства брал на рыбалку и всю жизнь в семье была моторная лодка. Наверное отсюда все это.
– Раньше доводилось строить какие-то суда?
– Да, это не первый проект. Изначально я по образованию инженер по автоматизации и закончил наш технологический университет. Лодки – это просто как увлечение.
– Долго строили судно и что оно из себя представляет?
– Строили примерно 4,5 года, но при этом год мы практически ничего не делали из-за ковида. Это катамаран, судно двухкорпусное и оно полностью из алюминия, утепленное. То есть оно с отоплением и на нем можно жить зимой, по сути дела зимовать на стоянке. Судно полностью энергонезависимое.
– Как пришли к столь необычной конструкции судна?
– Мне захотелось жить на воде, путешествовать и продолжительное время находиться на лодке. Поэтому родилась идея такого судна. Сначала были инженерные расчеты, изыскания и они показали что это возможно. После уже стал строить.
Катамаран довольно распространенное судно и двухкорпусных судов выпускается большое количество. Дизайн прорабатывали сами и он определен необходимостью разместить максимальное количество солнечных панелей и вся крыша состоит из них. Площадь панелей порядка 80 кв. метров. Электромоторы питаются от аккумуляторов, а аккумуляторы заряжаются от солнечных панелей. Есть резервная система питания – дизельгенератор, если у нас сели аккумуляторы, нет солнца продолжительное время, то он вырабатывает электроэнергию и заряжает аккумуляторы.
– Приходилось ли решать какие-то особенные моменты при строительстве судна?
– Получилось так, что на сегодняшний момент это судно во многом стало лабораторией для испытания технологий. Так как оно эксплуатируется уже три года, то за это время испытали разные типы солнечных панелей, выбирали какие лучше подходят и переносят зимний период.
Можно заплыть далеко
– Солнечные панели китайского производства?
– Есть несколько передовых технологий производства солнечных панелей на основе кремния и гетероструктурная технология. На сегодняшний момент используем китайские панели, потому что при сравнимых технических характеристиках это дешевле. Поставили полупрозрачные панели с повышенной выработкой, которые якобы дают плюсом 25% КПД. Будем испытывать и смотреть как это работает. В России развивается гетероструктурная технология, а в Китае «PERC» технология.
– В нашем регионе есть у кого-то подобное судно на солнечных панелях?
– Насколько я знаю — нет.
Какая скорость у катамарана?
– Круизный режим порядка 9-10 километров в час, а максимальная скорость до 15 километров в час. При круизном режиме мы можем идти на солнечной энергии продолжительное время, практически круглые сутки. Водоизмещение судна 22 тонны. Когда у нас солнечный день, то мы двигаемся на части солнечной энергии, а часть запасаем аккумуляторами и ночью берем питание от них.
– Дальность хода неограниченная?
– Да, если у нас хорошая погода, а если это южные регионы она еще увеличивается, потому что там солнце более интенсивное. Есть понятие инсоляции — это количество энергии, которую дает солнце на квадратный метр поверхности земли. В южных регионах инсоляция выше и соответственно выработка электроэнергии тоже выше.
– Судно задумывалось и строилось как чисто пассажирское?
– Будем так говорить — это дом на воде, яхта. Да, можно сказать что это пассажирское судно. В качестве грузовых судов они используются, но это отдельный проект надо рисовать, а саму технологию можно использовать для создания других судов.
– Такое судно требует регистрации в ГИМС?
– Судно было поставлено на учет примерно в 2021 году и три года его эксплуатируем.
Второй дом или дача
– Если это дом, то какова его площадь?
– Порядка 85 квадратных метров. Два корпуса и в каждом корпусе по две каюты со своими санузлами. Еще наверху мастер-каюта и кают-компания.
– Сами пробовали в таком доме зимовать?
– Естественно, он с отоплением, как обычный дом, вообще абсолютно без проблем. Это здорово. У кого-то есть загородные дачи, а здесь такой же дом, в который в любой момент приходи и живи.
– Какие материалы использовались при строительстве катамарана?
– Материал корпуса в первую очередь — алюминий и отделка деревом: ясень, лиственница, дуб.
– Есть какие-то увлечения помимо строительства судов?
– Не знаю. Я наверное получаю удовольствие от работы и работа во многом творческая — это производство промышленного оборудования связанного с новыми технологиями. А так, отдых на воде до сих пор нравится.
Фантастика жизни
– Как себя вести человеку на воде и каковы особенности поведения этого судна?
– Катамаран – это одна из наиболее устойчивых конструкций. Его меньше качает и катамаранная схема позволяет создавать суда с максимальной площадью вообще и крыши в том числе. Поведение людей на воде, на лодке оно всегда одинаково – это в первую очередь безопасность. Еще очень важный момент, это поведение детей на лодке. Есть такое неписаное правило — на каждого ребенка один взрослый и когда дети на борту, то один взрослый всегда следит за одним ребенком.
– Можно и ночью плавать?
– Для использования судна ночью есть все навигационные огни и навигационные системы, как положено по требованиям. Есть система автоматической идентификации судов, есть радар и для круглосуточной эксплуатации все есть.
– Откуда такое название судна?
– Название его «RAY» и в переводе с английского это – «луч», но на самом деле назвали в честь писателя Рэя Брэдбери.
– Если мы затронули писателя, то что вы любите читать?
– Люблю прозу, фантастику. Из авторов – братья Стругацкие, Брэдбери, Алексей Толстой. Практически вся классика фантастики. Фильмы? «Кин-дза-дза», «Тот самый Мюнхгаузен» и вся советская классика.
– Образ своего судна увидели где-то в отпуске?
– Нет, все идеи приходят здесь. К сожалению из-за большой занятости времени на отдых очень мало. И постройка этого катамарана во многом связана с мечтами о каких-то продолжительных путешествиях. Надеюсь в ближайшее время это осуществится.
Владимир Сапожников