Добровольная пожарная команда — это команда единомышленников по духу и ответственности за то, что происходит на твоей земле. Борьба с огнем требует мужества, собранности и все это у таких людей есть. С одним из них — Николаем Владимировичем Купцовым, руководителем добровольной пожарной команды поселка Шекшема Шарьинского района, мы и говорили о работе и жизни.
– Николай Владимирович, с чего все начиналось и что привело вас в добровольную пожарную команду?
– Я по профессии учитель. Недалеко от моего места жительства, в бывшем леспромхозе «Шекшемский» осталась старая пожарная машина на базе ГАЗ-66. Стояла она заброшенная, со спущенными колесами. При разговоре с главой района решили ее восстановить. Муниципалитет помог нам, выделил деньги. С ремонтом мы справились сами, к тому же помогли ребята которые занимаются машинами, лесом. В общем, восстановили мы машину. А для того чтобы она функционировала нужна вода и теплый бокс. Иначе как и где воду хранить?! Снова обратились к главе района и он помог. В 2012-2014 годах построили хороший теплый бокс, пристроили его к школьной кочегарке. Вот на этой базе у нас и стала функционировать добровольная пожарная команда. Оформилось все где-то в 2013 году. В команде у нас пять человек основных. Есть те, кто отвечает за помпы, их у нас четыре. И есть человек который отвечает чисто за машину. Сейчас мы всем обеспечены: пожарные рукава, одежда и прочее. А я выступаю руководителем добровольной пожарной команды. В нашем составе и предприниматель, и пенсионеры. Разнообразная такая команда. Замещаем, подменяем друг друга.
– Как часто приходится выезжать на пожары?
– Сказать, что выезжаем очень часто – не скажешь, но и отдыхать сильно тоже не приходится, всегда в напряжении. Если откровенно, то бывали такие года, что дома горели, все было. Потом еще лес горел и тоже выезжали. А сейчас – какое будет лето? Даже боишься, но мы все дежурим. Общаюсь с населением и говорю мало ли где заметили дымок, а телефон мой все знают и звонят вот там-то надо проверить. Звонки идут и мы реагируем. Я живу рядом со школой и мне двадцать метров до гаража добежать, если что-то.
– А что Вы преподаете в школе?
– Я учитель ОБЖ.
– С какими пожарами приходилось сталкиваться?
– У нас все таки не профессиональная, а добровольная пожарная команда. И до приезда основных сил – пожарной команды из города Шарьи, мы должны предпринять необходимые меры, что бы соседние строения не загорелись. И основное возгорание стараемся ликвидировать. Если пожар случается, то подъезжаешь и у тебя горит все, прибегают соседи и все помогают, весь поселок. Когда с огнем справится пожарная команда из Шарьи, то мы остаемся дежурить, что бы там потом не разгорелось. А если, к примеру, пожарные команды приезжают первыми, то мы все равно выдвигаемся им в помощь. Не было такого, чтобы мы не выезжали на ЧП.
– Причины пожаров какие?
– В основном человеческий фактор. Лесные пожары – особенно. Где-то взрослые или дети развели костер. Погрелись и ушли, а его раздуло и все кругом загорелось. Однажды такой пожар двое суток потом тушили и хорошо, что был водоем рядом. То загорится старый опилок – раньше ведь здесь леспромхоз был. Опилок, к слову, может даже от брошеного окурка воспламениться…
– Школьникам рассказываете о своей работе?
– Ребята интересуются. По программе своего предмета рассказываю им про огнетушители, вывожу и знакомлю с машиной, с ее работой. И у нас даже в классе стоит помпа и все на примере показываю. Так что школьники у нас знакомы с работой дружины.
– Немного не скромный вопрос – с оплатой труда как обстоит дело?
– Сельское поселение бензин предоставляет и за каждый пожар, это я уж попросил, что бы тем кто с помпой работал или на машине был, то давать хотя бы по тысяче рублей. Поэтому, когда выезжаем на пожар, то такая небольшая премия есть. Но нужно понимать, что мы все же — добровольная команда.
– После пожара есть чувство выполненного долга?
– Есть чувство что помогли чем-то. Если например постройки загорелись и мы их потушили, а дом цел остался. Уже как-то приятно.
– Из-за отсутствия молниеотводов в частных домах пожары были?
– Нет, такого не было. Очень давно был случай, когда под деревом убило человека и то это было в лесу. А от молнии если и были пожары, то исключительно лесные. Сталкивались с тем, что по весне начинают жечь мусор, но администрация ходит и пресекает.
– Лесные пожары тоже тушите?
– Если можем протянуть рукава, то подъезжаем и помогаем или если нужна вода – то подвозим.
– Расскажите о себе?
– Я начал работать в нашей школе еще в 1976 году, после окончания Шарьинского педагогического училища, теперь это колледж. Отслужил в армии и еще пять лет преподавал начальную военную подготовку. Потом Родина попросила вновь надеть погоны и вернуться на флот. И я еще пятнадцать лет носил погоны на дважды краснознаменном Балтийском флоте. Бороздил океаны. Потом походил на рыбацких судах в загранку и вот уже с 2010 года вернулся в Шекшему. Где я и учитель и помощник депутата Костромской областной Думы Анатолия Михайловича Краева.
– В жизни никогда не хотелось быть пожарным?
– Что самое страшное в море? Это пожар! И к нему надо быть готовым всегда. Как горят корабли я видел трижды. И один раз горел сам, правда у стенки причала. Поэтому, что такое пожар я знаю.
– Чем увлекаетесь после работы? Хотя я понимаю, что свободного времени, наверное, совсем не остается.
– Времени конечно в обрез. Но в основном как учитель занимаюсь с ребятами. Школа небольшая и в ней сейчас обучается 112 детей. У нас в школе создана добровольная пожарная команда чисто из учителей, служащих, что бы каждый классный руководитель знал как действовать. Работа ведется и огнетушителями умеют пользоваться все учителя.
– Как отдыхаете?
– Мы в лесу живем и летом конечно люблю ходить за грибами, ягодами. Отдохнуть, сделать прогулку, повесил ружьишко на плечо и пошел. Не надо дичи, а побыть на воздухе. Да и работа помощника депутата требует много времени: встречи с людьми, приемы, награждения, ответы на обращения. Жена привыкла уже к этому.
Какие фильмы любите?
– Советского времени. Наше сознание там осталось и это уже никуда не денешь. Радость была, все было. Быть может потому, что моложе были.
Владимир Сапожников