В мае в России отмечается сразу два праздника, связанных с русским языком и литературой: 24 мая – День славянской письменности, 25 мая – День филолога. Большой пласт отечественной литературы составляет детская литература, а именно – сказки. Они учат нас человечности, справедливости, дружбе и мужеству. Каждая история несет в себе глубокий смысл и урок, который помогает нам лучше понимать себя и мир вокруг. Сложно ли написать сказку, не имея филологического образования, как придумать сюжет ичто из себя представляют современные сказки мы поговорили с Еленой Соколовой — сказочницей из Костромы, известной под псевдонимом Марфа Соколич.
«Из географа в писатели»
-Елена, Вы ведь выпускница географического факультета МГУ. Как так получилось, что Вы пошли по стезе писателя?
-Неожиданно для самой себя. Я никогда не думала об этом, писатели были для меня чем-то далёким и непонятным. Никогда не собиралась и не планировала быть писателем. Но окольными путями я как-то пришла к этому.
– Не жалеете о своём выборе?
– Из географа в писатели? Вы знаете, многие писатели оканчивали вузы совершенно не литературные. Поэтому в этом нет ничего удивительного, и, на мой взгляд, в литературном институте всё равно не научат писать. А если у человека есть способности и дарование, то он всегда найдёт возможность творить, закончив любой вуз.
– Вы сразу начали писать сказки или был ещё другой опыт написания текстов?
– Вообще я начинала как журналист: писала статьи, ездила на мероприятия как репортер. Я чувствовала, что мне нравится писать что-то такое прозаическое, что-то такое веселенькое, для женщин, с юмором. И главные редакторы стали говорить мне, что мне стоит не журналистикой заниматься, а писать прозу. Я считаю, что надо прислушиваться к советам людей более опытных, и попробовала то, что мне сказали. В общем-то, и в журналистику я пришла случайно.
– Расскажите об этом поподробнее?
– Когда я была уже в аспирантуре, один мой хороший друг был в тот период журналистом. И общаясь с ним время от времени, я поняла, что главное для журналиста – это придумать тему, найти крутой поворот сюжетный. В общем, найти что-то новое. Написать что-то интересное на старом материале, потому что обо всём уже всё написано. И мне как-то пришли в голову идеи, и я сказала другу: «Вот, такие интересные наработки». Он предложил мне написать самой, и я так и сделала. Так как я училась и мне нужно было подрабатывать, написание статей для газеты оказалось не лишним. Но в газете мне предложили писать прозу, что мне больше и понравилось. Правда, пришлось себя много переламывать, потому что все равно тянуло на журналистский стиль письма.
– А почему Вы остановились именно на сказках?
– Вообще я начинала с рассказов для взрослых. Но как-то раз увидела объявление о конкурсе пьес. Написала, отправила. Затем поучаствовала в ещё одном конкурсе. «Сказка места» называется. Для участия в конкурсе написала сказку «Остров», получившую второе место, про Нейские места. И так конкурс за конкурсом. И я поняла для самой себя,что мне нравится писать сказки для детей. Идеи приходят, я их воплощаю в жизнь.
«Сказки приходят из воздуха»
– Откуда Вы черпаете вдохновение для своих работ?
– Здесь речь не о вдохновении, а о том, как вырисовывается сюжет. Откуда вообще приходит сама сказка? Мне кажется, что она приходит из воздуха. Сверху на нас. Это может произойти совершенно внезапно, как некое озарение, и ты уже видишь этот набросок: главные герои, сюжетная линия… Самое главное – сесть и написать. Это может прийти даже во время сна. Многие сказки я увидела во сне, а некоторые во время прогулок. Конечно, приходилось и самой что-то выстраивать и придумывать, но я считаю, что когда идея «падает» на тебя, это гораздо лучше.
– Для Вас какая часть творческого процесса самая сложная?
– Честно говоря, они все сложные. И писать сложно, и редактировать сложно. Я обычно пишу сначала на бумагу, а потом, когда перепечатываю с бумаги на компьютер, у меня идёт очень сложный мыслительный процесс, в ходе которого я много правлю текст. И я не один раз возвращаюсь к материалу, перечитываю его и вновь вношу правки.
Литература для детей и взрослых
– А как Вы считаете, писать для детей легче, чем для взрослых?
– Всё зависит от человека. Когда-то,давным-давно, в Кострому приезжала группа московских писателей. Костромские же писатели и пишущие люди присылали свои работы для оценки. И просмотрев мои работы, московская делегация спросила у меня, не пробовала ли я писать для детей. То есть, они что-то там уловили в моих рассказах. И меня удивило то, как они смогли в прозе для взрослых разглядеть мою склонность к детским рассказам.
– Видимо, почувствовали Ваш профессионализм.
– Не знаю, про профессионализм ничего не могу сказать. В общем-то, я до сих пор себя писателем и не чувствую. Наверное, я мало училась. Потому что я пишу, исходя из того, что я прочитала в детстве, юности. Никаких специальных учебников.
– А какие сказки Вы читали в детстве? Какая самая любимая?
– Трилогия Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города». Это была моя любимая сказка.
– А из написанных Вами есть какой-то фаворит? Или же все нравятся?
– Есть. Это сказка «Снежинка и Клёник». Я считаю, и идея была превосходной, и написала я её хорошо. Все, кто читает это сказку, одобряют.
– Вы думаете, есть ли заметные различия между советской детской литературой и литературой настоящего?
– Я не очень хорошо знакома с литературой настоящего. Что-то слышала, что-что читала, конечно. Когда-то я ходила в клуб детских писателей в Москве. Там что-то узнавала. Но всё-таки мне кажется, что в советский период было более качественно всё. Сказки были более высокого уровня. Они проходили очень суровую редактору, чего сейчас не везде найдешь. Безусловно, в наше время есть хорошие авторы, но они не на слуху. Их не особо знают и не особо читают, потому что плохо рекламируют их. Но здорово то, что сейчас большой выбор детской литературы. Каждый ребенок может выбрать то, что ему по душе. Но в общем, я на стороне советской школы писательства.
Сборник «Костромские сказки»
- Насколько мне известно, в прошлом году Вы презентовали третий тираж сборника «Костромских сказок». Как Вам вообще пришла идея создания такого сборника?
– Где-то в 2013 году я задалась вопросом: неужели никто у нас в Костроме не писал сказок. Вообще ведь никого не слышно и не видно. Может быть, я просто не интересовалась так глубоко. Но мне захотелось узнать – кто у нас писал и какие сказки.
– Как искали?
– Я обратилась к библиотекарям. Они знают лучше меня, да и лучше нас всех. Мне посоветовали посмотреть книжку «Кошка Машка» Сергея Савина. Я прочитала её, потом нашла его «Подземные истории» и задумалась о создании сборника, потому что по-другому издать Сергея Савина не получилось бы. Я начала искать дальше. Библиотекари, как самые начитанные и знающие люди в этой области, подсказали мне таких авторов, как Бочарников, Бочкарев. Я сама прежде ведь не знала костромичей-писателей и начала искать интересных авторов и их работы. И потихоньку-потихоньку у меня собрался этот замечательный сборник.
– Елена, какие планы на будущее? Что нам ожидать от Вас?
– Ожидать-то можно многое, а вот что получится – никто не знает. Вот даже взять историю со сборником: с 2013 года прошло больше десяти лет. И только в 2019 году удалось выпустить его. А до этого я обивала все пороги в Костроме. Найти деньги на издание книжки оказалось очень непросто. Всё, что у меня вышло, я отправляла по электронной почте в издательства. Если нравилось, то брали в публикацию. Других путей у меня нет. Поэтому как будет, так будет. Конечно, как сказал один мой знакомый: «Нам надо жить долго». Но это непредсказуемо, к сожалению, ведь зависит не только от нас. Поживём – увидим.
Елизавета ГРУЗДЕВА
Фото из личного архива собеседника
|