Александр Колбин: Помогать другим людям – не стыдно

Ежегодно 20 апреля в России отмечается Национальный день донора. Этот особый праздник посвящён тем, кто добровольно отдаёт свою кровь, чтобы спасти чью-то жизнь. Поэтому гостем нашего номера стал Александр Колбин – заместитель начальника 34-й пожарной спасательной части по охране города Шарьи. Помимо своей профессиональной деятельности, Александр носит звание почётного донора и уже около десяти лет спасает десятки жизней не только на службе, но и сдавая кровь. О том, как Александр пришёл к этому, какие привилегии у него есть и почему в России существует проблема дефицита доноров – читайте в нашем свежем материале.

Донорская кровь нужна всегда

– Александр Васильевич, сколько лет Вы служите в МЧС и когда начали заниматься донорством?

– Работаю я с ноября 2011 года, а сдавать кровь начал ещё в армии. Именно в МЧС стал донором с августа 2014.

– Что Вас побудило стать донором? Может какая-то личная история есть?

– Как я уже упомянул, сдавать кровь начал во время службы в армии. Тогда это ещё не так оформлено было. Когда же я пришёл в МЧС, мой товарищ по работе, у которого уже был опыт донорства, предложил мне попробовать. Я к тому моменту уже знал, как это всё проходит, поэтому пошёл и начал регулярно сдавать кровь.

– Страшно ли было первый раз сдавать кровь? Какие ощущения испытывали?

– Да страшно никогда не было. Хотелось попробовать – каково это. Не зря в народе говорят: «Если почувствуешь себя плохо, то это не твоё. А если всё нормально, то почему бы и нет». И получилось так, что мне не было плохо. У нас в армии, в военном училище, давали отлежаться, сходить в кафе, съесть сникерс с чаем – и это было нормально. А уже когда сюда [в МЧС] пришёл, тут уже немного другая система работала: прибавляли сутки к отпуску. Я обозначил, что мне это нужно, и начал ходить сдавать кровь пять раз в год. Конечно, в первую очередь думаешь о том, что можешь помочь кому-то, а уже потом об отпуске. Если вспоминать последние события в стране, такие как теракт в Крокус Сити Холле, то понимаешь, что кровь нужна всегда. Поэтому надо себя как-то так позиционировать.

– То есть Вы ощущаете, что делаете доброе дело, когда сдаёте кровь?

– Сложно сказать, что я причастен к совершению благих дел. Нет, я делаю это потому, что мне охота этим заниматься. Если это кому-то поможет, то будет очень хорошо. Я нацелен на помощь не какому-то конкретному человеку, а на всецелую помощь. Кому получится.

– А как Ваши родные относятся к донорству?

– Мама с папой позитивно относятся. Я обычно после сдачи крови заезжаю к ним. Чайку попью, позавтракаю обязательно, потому что перед донацией необходимо соблюдать несложную диету. Ничего жирного, копчёного и  молочного нельзя употреблять в пищу.

«В нашей пожарной части три почётных донора»

– Может быть, Вам удалось вдохновить кого-то из близких тоже стать донором?

– Это дело такое…добровольное. Кто-то у нас ходил и потом почувствовал себя плохо. В нашей пожарной части три почётных донора, включая меня. Остальные пробовали, им тоже становилось плохо. В этом деле не надо себя насиловать. Если честно не получается, то лучше не стоит. Кто-то боится, а кому-то вообще наплевать.  Если у меня человек интересуется, спрашивает, я, разумеется, всё объясняю. Честно скажу, желающие появляются.

– Знаете, согласно статистике кровь одного донора спасает жизни четырёх человек. И если посчитать, то получается, что вы помогли более ста восьмидесяти людям. Может быть, Вы знаете кого-то, кому помогли?

– Сейчас, насколько я знаю, вся информация анонимна. То есть, кто кому помогает – неизвестно. Конкретных людей, которым я помог, я не знаю. И пускай это лучше остаётся в тайне, так как мне это не особо интересно. Главное, что моя кровь кому-то нужнее окажется, ведь я уже говорил, что готов помочь любому. А ходить с флагами и кричать, что я кого-то спас, – это не про меня.

– Вы упомянули, что Вам добавляют день к отпуску за сдачу крови. А какие вообще есть льготы у донора?

– Я пользуюсь тем, что после каждой донации мне прибавляют сутки к отпуску. Мне этого хватает. А теми льготами, которые прописаны в законодательстве, пусть воспользуется кто-то другой. Это и бесплатный проезд, и выплаты и многое другое. Но, повторюсь, меня это не интересует.

 

Праздник для настоящих мужчин

– Примечательно, что в апреле у вас два праздника: Национальный день донора (20 апреля) и День пожарной охраны (30 апреля). Вы оба отмечаете или  чувствуете причастность только к профессиональному?

-Про Национальный день донора, если честно, Вы мне только сейчас напомнили. Где-то слышал, что есть не только Национальный, но и Международный день донора. Я особо ни тот, ни другой не отмечаю. Кто-то, может быть, в грудь себя бьёт, что я сдал кровь двести раз, я такой молодец. На мой взгляд, это неправильные люди. Я так не делаю. Вот День пожарной охраны – замечательный праздник для замечательных людей. 30 числа, может быть, Кострома как-нибудь нас поздравит. Я же поздравлю  исключительно своих товарищей. Это потрясающий праздник для настоящих мужчин. Эти люди работают больше на энтузиазме, а не за зарплату. Они готовы больше помогать другим, нежели себе. Многие спасают людей не только вынося их из горящего здания, но и путём донации. Я считаю, это настоящие герои.

– Несмотря на то, что эта тема достаточно актуальна в нашем обществе, всё равно в России наблюдается дефицит доноров крови. Как думаете, почему у россиян нет желания заниматься донорством?

– Как я уже сказал, люди просто боятся. Как будет организм чувствовать себя после забора крови, что потом делать…эта неизвестность многих отпугивает. Хотя на самом-то деле после донации достаточно выпить сладкий горячий чай, съесть шоколадку –  и ты снова в строю. Так что мне кажется, что основной причиной дефицита является страх людей.

– Тогда может стоить делать что-то на государственном уровне для привлечения внимания к этой проблеме?

– Абсолютно верно. Я вот даже читал некоторые отзывы, в том числе и международные, и узнал, что в других странах это считается обычным делом: пришёл, сдал кровь, ушёл. А в у нас в России народ финансово стимулируют. За каждую донацию небольшая выплата приходит. Но, конечно, будет здорово, если человек сам будет осознавать, что его кровь действительно кому-то поможет. Вот сколько уже хожу сдавать кровь – вижу одних и тех же. Новых лиц появляется всё меньше и меньше. Надо что-то делать с этим.

– И в заключение, что бы Вы посоветовали тем, кто собирается стать донором, но сомневается в этом?

– Не стоит бояться. Помогать другим людям – это почётно, не стыдно. К этому стоит стремиться. Помог одному человеку – хорошо,  двум – ещё лучше. К сожалению, в жизни мало тех, кто готов бескорыстно отдать свою кровь другому. К этому надо возвращаться.

 

Елизавета Груздева

Фото из архива собеседник