Она, наверное, одна из самых молодых директоров школ в нашей области. Училась и росла в Сущевской средней общеобразовательной школе, которой руководит уже третий год. Мы поговорили с Анной Спицыной, как это – возглавить непростой школьный коллектив, чем отличаются поколения учеников и что можно пожелать начинающим учителям.

Детская мечта

– Хочется спросить, Анна Геннадьевна, что вас побудило выбрать профессию учителя?

– Я не знаю. Тут, наверное, несколько факторов, которые повлияли на мой выбор. Но когда меня спрашивают, кем я хотела стать в детстве, я говорю, что, наверное, ответ будет не очень интригующим. Я не хотела стать космонавтом, я все время мечтала быть учителем. Сейчас, разбирая какие-то вещи, тетради, где я своих медведей, кукол учила, помню эти уроки, мелом писала, в тетрадках красной пастой им оценки исправляла. Это, наверное, с детства. Плюс ко всему у меня мама воспитатель, и когда я уже училась в школе, мой классный руководитель Нина Ивановна Осипова была эталоном. Несмотря на то что у нас совершенно полярные предметы: она вела математику, а я – русский язык и литературу.

– Вы учитель русского языка и литературы?

– Я училась в Костромском государственном университете имени Некрасова, окончила филологический факультет по специальности «филология» – учитель русского языка и литературы. В 2007 году я окончила школу, в 2012-м – обучение в университете и в том же 2012 году я пришла работать в школу. Я здесь училась и, получается, отсутствовала пять лет, пока училась в университете.

– Можно сказать, все произошло «без отрыва от производства»?

– И когда мне задают вопрос, вот помнишь там ученика такого-то, и я понимаю, что я не помню учеников за период тех пяти лет. Все, что было «до», я помню с позиции ученика, а все, что было после этих пяти лет, – я помню уже с позиции учителя. Как говорят: ходишь в школу, а потом всю жизнь на работу, а я, получается, всю жизнь в школу хожу.

– Рабочий день во сколько начинается и заканчивается?

– В школу я прихожу, самое позднее, в половине восьмого. У нас много детей на «подвозе», то есть первые дети в школу приезжают в 7.20 – 7.30. В это время я уже однозначно на работе. Ну и ухожу, самое раннее, наверное, в пять-шесть вечера, а иногда уже и сторож намекает, что он готов принять вахту. Бывает, что и в субботу, и в воскресенье здесь приходится бывать.

– У вас большой коллектив учителей в подчинении?

– В масштабах разных уровней можно судить по-разному. В масштабах района у нас и коллектив большой, и по численности детей тоже. Всего в подчинении у меня педагогических кадров 29 человек, а если не только педагогов смотреть, больше 40 человек. И 287 учеников, если считать на следующий день.

Самый молодой директор сменил самого опытного

– Если говорить о преемственности, о предыдущем директоре школы, насколько мне известно, она руководила учебным заведением много лет?

– Когда вы мне позвонили и сказали, что хотите пообщаться со мной, как с «самым молодым директором» в районе, у меня такая улыбка на лице появилась. Вы, конечно, этого не видели, но я для себя отметила. Самый возрастной, самый опытный директор ушел на заслуженный отдых, и пришел самый молодой. Галина Дмитриевна Петрова в возрасте 85 лет ушла на заслуженный отдых. С Галиной Дмитриевной, если в рамках работы, это были деловые отношения, но и понятное дело, что и такие чисто человеческие отношения тоже сложились. Мы созваниваемся, мы ходим к Галине Дмитриевне, поздравляем с праздниками, просто так, интересуемся состоянием здоровья друг друга. На чисто человеческие темы мы тоже общаемся.

– Есть разница между ребятами, когда еще вы учились в школе, и сегодняшними?

– Знаете, это как существует – «а вот в наше-то время». Просто мы сравниваем нынешних с прежними, с самими собой, может быть. Но с другой стороны, мы себя видели не с позиции наблюдателя. Мы были теми, за кем наблюдают. Нам сложно судить. Все время дети были детьми, и они детьми остаются. Мы понимаем сами, что различные обстоятельства внесли коррективы. Понятно, что много социальных факторов, которые влияют на молодежь и на детей.

– На формирование мировоззрения?

– Да, не конкретно на личность, а вот на взаимоотношения, на общение в социуме. На отношение к тому или иному явлению, в том числе к школе. У нас многие ученики придерживаются позиции: зачем я буду это учить, а зачем я буду это читать, если я сказал: «алиса», считай! И «алиса» считает». И он не понимает, зачем ему знать таблицу умножения, если есть калькулятор, зачем читать стихотворение, если «алиса» сейчас прочитает вслух, даже читать можно не уметь. Вот этот момент, он в подсознании детей. Чем младше дети, тем у них это убеждение глубже сидит. Старшие жили в другое время. Они переросли это состояние, понимают, что и в своей голове нужно что-то иметь. Мы замечаем, что чем больше гиперконтроля родителей, тем меньше ответственности у ребенка.

«Понять и простить»

– Смешные истории с ребятами на уроках приключаются?

– Я всегда говорю о том, что анекдоты, «Ералаш» сочиняют и снимают по реальным историям из нашей жизни. Мы иногда собираемся в учительской и, просто учителя литературы, и меня включая в это число, зачитываем некоторые «перлы» из сочинений, из диктантов. Это просто кладезь. Учителя математики особенно хохочут до слез и говорят: «Слушайте, у вас определенное счастье есть в проверке тетрадей: найти там что-то этакое, от чего можно поулыбаться». Конечно, дети выдают иногда: например – «азартные белочки» вместо «озорные». Или были персонажи, не помню из какой передачи, которые просили «понять» их и «простить». Дети сразу это все впитали, говоришь: «Ну что, что вот мне с тобой делать?», а он – «понять и простить». В прошлом году было. Мальчишка девятиклассник крепко провинился, учитель его привела, стучит ко мне в кабинет. Я открываю двери, у меня был урок, и она не успела сказать, в чем его вина, я еще не успела сказать, а он смотрит мне в глаза и говорит: «Каюсь». Мы с учителем заулыбались, я говорю: «Иди, придешь в перемену, расскажешь».

– У вас никто из родных в школе раньше не работал?

-У меня, если смотреть родословную, семья из крестьян. Папа у меня всю жизнь – водитель-дальнобойщик. Мама воспитатель по образованию, долгое время работала в садике. Это был Межевской район Костромской области. Мы оттуда.

– Как вы отдыхаете?

– Если мы берем июнь, то это пришкольный лагерь, а если июль, то это подготовка к приемке школы. И понятное дело, что есть моменты, когда я просто не могу отсутствовать на рабочем месте. Это решение документарных, организационных вопросов, еще каких-то, но, улучив момент, я стараюсь куда-то выехать. Пусть это будет три, пять, семь дней, но это смена обстановки. Я не особо за пассивный отдых, для меня это тоска зеленая. Лежать неделю на море для меня грустно и скучно.

– Что бы вы хотели сказать ребятам, которые думают стать учителями?

– С чего бы я начала на их месте? Первое, на что нужно ориентироваться, – это на желание, как у нас часто выбирают: престижно – непрестижно, денежно – неденежно. Здесь я бы посоветовала прислушиваться к своему внутреннему желанию, отбросить престижи, зарплаты и что-то еще. Просто понять для себя, чем я хочу заниматься? Если влечет педагогика, то нужно обязательно идти и пробовать. Не нужно бояться.

 

Владимир Сапожников