Учитель русского языка и литературы Середняковской средней школы Анна Калинникова – победитель областного этапа конкурса «Учитель года». В этот раз журналисты газеты «Волжская новь» поговорили с ней об интересах современных детей, а также о школьной программе по литературе.

– Расскажите, Анна Юрьевна, о своем отношении к школьной программе по литературе, какие книги вы бы исключили, какие добавили?

– Не думаю, что я вправе исключать что-то или добавлять. Я прекрасно знаю, что для разработки школьной программы была проделана колоссальная работа профессиональных методистов. И все же, если я бы что-то и добавила, то, пожалуй, это бы были «Три мушкетера», «Человек-амфибия», «Два капитана». Эти книги поучительные и в то же время достаточно просты для детского восприятия.

– Часто от взрослых, уже состоявшихся людей, можно услышать суждения, что некоторые книги из школьной программы слишком сложны и будут не поняты детьми, а значит, вызовут скорее отвращение к чтению, чем привьют к нему любовь. Вы согласны?

– В этом вопросе очень многое зависит от учителя. Если он умеет грамотно подать материал таким образом, чтобы заинтересовать детей, то интересной будет вся школьная программа. Чтобы это сделать, преподавателю нужно, как минимум, самому понимать, что хотел сказать автор произведения. Необходимо не пересказывать текст книги, а концентрировать внимание ученика на наиболее интересных моментах.

Кстати, в наше время заинтересовать художественным произведением стало гораздо проще — в помощь идут современные технологии. Можно и нужно подготовить к уроку яркую презентацию, найти кадры из кинофильмов по теме. Например, при изучении далеко не простой «Войны и мира» можно показывать отрывки из одноименного фильма Бондарчука.

– Есть ли у вас секрет, как заинтересовать современных подростков литературой, чтением, как оторвать их от гаджетов?

– Чтобы быть на одной волне с учениками, нужно порой интересоваться и их увлечениями, а не только навязывать свои. Потому после окончания лета я осведомляюсь у ребят, что же интересного им удалось прочитать. Как правило, то, о чем они вспоминают, не входит в рамки школьной программы. Это происходит не потому, что школьная программа плохая, а потому, что все дети разные и увлечения у каждого свои.

– А что вообще читают современные дети?

– Дети, так же как и взрослые, очень отличаются друг от друга, поэтому и интересы у каждого свои. Например, не так давно ученик пятого класса рассказал о книге, написанной по вселенной его любимой компьютерной игры. Он действительно был очень ею увлечен и рассказывал так интересно, что смог даже заинтересовать других ребят.

– Как относитесь к гаджетам? Они вредят развитию детей?

-Я сама очень люблю книги в их бумажном, традиционном формате. На моих уроках дети часто работают с текстами, делают закладки, подчеркивают нужное. Мы работаем с учебными пособиями, которые необходимо брать в библиотеке. В этом смысле у нас все достаточно традиционно. Но если телефон с доступом в интернет может помочь в обучении, то я не вижу причин его не использовать.

– После победы на «Учителе года» у вас появилась возможность немного отдохнуть. Вы счастливы, что вернулись к относительно спокойной жизни в школе или все же скучаете по подобным мероприятиям?

– Я и не возвращалась к спокойной жизни. В сентябре будет финал «Учителя года», мне нужно будет провести большое количество мероприятий. Целых три недели меня не будет дома и в школе. Нужна подготовка, поэтому отдыхать некогда, почти все свободное время уходит на подготовку. Да и просто в эмоциональном плане тяжело — постоянное волнение совсем не идет на пользу нервам. В общем, отвечаю на ваш вопрос: да, мне бы хотелось, чтобы все это поскорее закончилось и я смогла вернуться в школу к своему любимому делу