Масштабные работы, которые прошли в Романовском музее, действительно достойны внимания. Восемь месяцев шло обновление. Причем ремонт велся во время действия ограничительных мер – залы музея были пусты. И теперь его двери открыты для посетителей. Но не стоит забывать о мерах профилактики коронавируса!

От императора Николая II до наших дней

В 1913 году музей был центром торжеств

Чтобы понять масштаб работ, следует слегка окунуться в историю. Сам музей построен в 1913 году, а его открытие приурочили к 300-летнему юбилею правления династии Романовых. 19 мая в присутствии Николая II, императорской семьи и многочисленных гостей музей торжественно открыл свои двери. Событие стало одним из центральных в череде праздничных мероприятий к 300-летию Дома Романовых. Кстати, увидеть, как закладывали фундамент здания и открывали его, можно на втором этаже музея – фотографии в большом формате переносят нас более чем на сто лет назад.

Здание в неорусском стиле – этакий терем в центре Костромы – пережило смену нескольких эпох, не потеряв свой уникальный облик. Но, понятное дело, на время пришлось забыть, что музей посвящен династии Романовых. После Октябрьской революции 1917 года музей передали Костромскому научному обществу по изучению местного края, затем здесь открылась Костромская картинная галерея. В 1966 году здание перешло Костромскому областному музею изобразительных искусств (ныне Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник).

Сохранилось фото закладки музея

Безусловно, жители областной столицы любят Романовский музей. А его внешний вид легко узнаваем. Только вот последний масштабный ремонт в здании был 30 лет назад. Поэтому обновление в прямом смысле напрашивалось.

В новом свете…

Мы начали осмотр с той самой… знаменитой двери. Ведь теперь попасть в музей стало легче. Тяжелую прежнюю заменила новая и современная, но полностью повторяющая облик той двери. Старая будет экспонатом.

Входную группу обновили значительно. Несколько месяцев жители и гости города видели, что она стояла, закрытая строительными лесами. Необходимо это было потому, чтобы строительные материалы в особом климате набирали прочность. Кстати, реставраторы обнаружили, что входная группа целиком сделана из белого камня, а не облицована им. Заново перебрали брусчатку, чтобы вода не скапливалась у входной двери и не разрушала фундамент.

Самые масштабные работы затронули вестибюль. Особенно это можно заметить, взглянув на пол. Как рассказывает Виктор Голиков, главный архитектор Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, прежде здесь была простая стяжка. И пол был кривой, проваливался по центру, поскольку грунт проседал. Плитка – еще оригинальная – потрескалась. Найти аналогичную по размеру просто не оказалось возможным. Часть сохранившейся плитки, к слову, будет использоваться для реставрации других помещений. Новая же максимально повторяет прежний рисунок.

Залы тоже серьезно обновили. Самый заметный элемент – новый специальный свет, который позволяет лучше расставить акценты. Для этого пришлось тянуть и прокладывать электропроводку. Чтобы все смотрелось органично, при работе постарались максимально уйти от кабель-каналов, которые буквально висели жгутами. Сейчас же все спрятано и ничто не отвлекает взгляд посетителей.

Обновленный свет позволил подчеркнуть акценты экспозиции

Интересно, что, вскрывая штукатурные слои, строители сделали сразу несколько открытий о первоначальном устройстве здания. К примеру, в начале возведения кирпичной кладки стены формировалось два проема главного входа. Однако такое решение было изменено, и в итоге был устроен один арочный проем, расположенный на центральной оси фасада.

Старинную люстру также привели в порядок

Вообще, нужно отметить, что многие элементы в здании бережно хранятся еще с 1913 года. К примеру, есть несколько радиаторов отопления, которым более ста лет. Хотя большинство, конечно, заменили на новые. Ведь подлинная система отопления в советское время была нарушена, а другую проложили прямо по стенам. И, конечно, в этих местах уже нельзя было размещать экспонаты. Современные строители по возможности решили спрятать коммуникации, таким образом «отвоевав» музейное пространство.

Но чтобы оценить всю задумку строителей 1913 года, нужно спуститься в подвал Романовского музея. Там остались детали приточно-вытяжной вентиляции. Она забирала воздух с улицы, чугунные приборы в цокольной части его нагревали, и он попадал во все помещения музея. Кроме того, специальный резервуар с водой помогал контролировать влажность в здании. Он, кстати, сохранился. А вот те первоначальные нагревательные элементы – нет. Поэтому зимой в помещениях музея и бывает прохладно, несмотря на закрытые воздухозаборники.

Резервуар, помогавший контролировать влажность, сохранился в первозданном виде…
… как и труба вентиляции

Обновление экспозиции

Конечно, строители прошлого и не предполагали, что музею потребуется гораздо больше технических помещений. К примеру, первоначально туалеты были отдельно стоящим «объектом». Потом, конечно, они переместились в здание музея, а сегодня обновлены.

Также в помещениях бывшего хранилища открылся большой сувенирный магазин и билетная касса, сам дизайн – разработанный кстати костромской фирмой – стал лаконичным, современным.

И, конечно, обновилась сама экспозиция музея. Она стала обширнее и более упорядоченной, носит общее название «Вехи искусства». Сейчас здесь представлены живопись и скульптура из императорского зала усадьбы Архангельское, новый зал – «Икона на рези» – посвящен культовой скульптуре и медно-литой пластике XVI – XVIII веков. Есть и портретная живопись. Часть залов второго этажа оставлены под временные выставки, которые будут постоянно меняться и радовать зрителей.

Владимир АКСЕНОВ

Фото автора

Наталья ПАВЛИЧКОВА, директор Костромского государственного историко-архитектурного  и художественного музея-заповедника:

– Реконструкция первого этажа Романовского музея назревала уже давно. Наши постоянные посетители, наверное, помнят очень темное и неудобное входное пространство. Теперь же оно приобрело современный и функциональный вид. Независимо от пандемии и карантина, ремонт в Романовском музее был бы проведен. Но об итогах реставрационных работ говорить преждевременно, поскольку они только начинаются.

Очень надеемся и верим, что в течение последующих нескольких лет нам удастся привести в порядок инженерные системы Романовского музея и его великолепные фасады.

Сергей СИТНИКОВ, губернатор Костромской области:

– Преобразилось здание в значительной степени. Сделали ремонт и свет. Все заиграло, стало красивым. Самое главное, конечно – это коллекции. В том числе те коллекции, которые находились в запасниках. То, что здесь эти культурные святыни, я их так называю, выставлены, это великое дело. Надо в обязательном порядке и костромичей, и всех гостей города приглашать в этот музей. Он заиграл, засиял абсолютно новыми красками, новым содержанием.

Виктор ГОЛИКОВ, главный архитектор Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника:

– Романовский музей, пожалуй, единственное здание нашего большого учреждения, где изначально и планировался собственно музей. Но при этом в то время не было таких технологий, чтобы подвести, к примеру, освещение к каждой картине. Поэтому определенные трудности были. Но мы постарались сделать все, что от нас зависит.

Галина Алексеевна:

– Правда, очень понравилось! Мы здесь бывали и раньше, но сейчас все сделано еще лучше. Такие тона, такая гармония. Большое спасибо, кто это придумал. Все аккуратно, стильно. Даже дверь входная – очень красивая.

Ирина Николаевна:

– Хоть ремонт и современный, но ощущение старины никуда не пропало. И интерьеры, и выставки – все это очень гармонично. Здесь всегда приятно бывать. Я, к примеру, раньше не знала, что это здание изначально построено как музей.