Наверняка, некоторым нашим читателям эти три буквы — SMM — ничего не скажут. А если добавить, что сегодня в таком деле можно неплохо заработать, даже испугаются — у людей, которые пережили лихие девяностые, запросто возникнут недвусмысленные аналогии. На самом деле, SMM-щики занимаются продвижением товаров, услуг, брендов в Интернете. О том, что это за «зверь» и почему костромские предприниматели его до сих пор не используют, нам рассказала SMM-специалист, таргетолог Мария Воронина.

Соцсеть всемогущая

— Как интернет-маркетинг пришел в вашу жизнь?

— Наше знакомство началось не с самой приятной ситуации. Два года назад, пока я покупала продукты в магазине, в мою машину въехали и скрылись с места происшествия. Автоинспекторы сказали, что поиски нарушителя могут затянуться, и посоветовали написать о случившемся в соцсетях. Тем же вечером я разместила пост о ДТП в одном из популярных сообществ Костромы. Виновник аварии позвонил мне уже на следующее утро. В тот момент я на собственном примере ощутила все «волшебство» социальных сетей. А через некоторое время ушла в декрет. На глаза случайно попалась реклама вебинаров по SMM. Заинтересовалась, начала их смотреть, читать книги, специальные блоги. И меня затянуло.

— Часто бывает так: человек обучился, получил сертификат, но боится попробовать себя в профессии. Как это получилось у вас?

— Мне было страшно начинать вдвойне. Чтобы запустить свой проект, требовалось рискнуть: уйти с основной работы. Как госслужащей (на тот момент), мне закон не разрешал быть предпринимателем. Взвесив все «за» и «против», все-таки решилась. Очень помогло, кстати, участие в федеральном конкурсе стартапов для женщин, который я выиграла.

— Современному бизнесу действительно важно быть в соцсетях?

— От этого никуда не деться. Сегодня, чтобы рекламу увидел потенциальный клиент, нужно оказаться в его смартфоне. Поэтому игнорировать социальные каналы попросту нельзя. Бизнес там не только продает свои товары, но и получает заявки и обратную связь от клиентов, продвигает бренд.

— Как вы считаете, костромские предприниматели готовы покорять интернет-рынок?

— Есть те, кто давно ведет бизнес только в соцсетях. Но много и тех, кто бизнес-страницу еще не завел. Часто важность работы по продвижению недооценивается: поручается секретарю, ведется нерегулярно, от случая к случаю.

— Может быть, есть универсальный совет по продвижению небольшой компании?

— Могу сказать точно, к географии бизнеса методы продвижения не привязаны. Если это маленький магазин в Костроме, даст эффект реклама по геолокации. Информацию увидят люди, которые регулярно бывают недалеко от магазина.

 

Кто-то работает за отзывы, кто-то за деньги

— Судя по предложениям на сайтах поиска работы, SMM заниматься прибыльно.

— Зарплата интернет-маркетологов, как правило, зависит от квалификации. Опытные специалисты, имеющие кейсы (примеры успешных проектов. – Прим. авт.) и разноплановые навыки, стоят дорого. Тех, кто прошел пятидневный бесплатный курс, на рынке много. Они демпингуют, работают за отзывы и вряд ли имеют достойный заработок.

— Бесплатные вебинары не дают знаний?

— Хотя на рынке онлайн-образования очень много тренингов, мастер-классов, такое обучение поверхностно. Более того – SMM  та сфера, в которой нужно постоянно развиваться, ведь технологии не стоят на месте.

— А вузовское образование остается важным?

— Без него обучиться SMM, конечно, можно. Но лучше все-таки сначала получить базовое образование. Потом уже приобретаем конкретные навыки, которые нужны в работе.

— Нет страха, что профессия исчезнет так же быстро, как и появилась?

— Я думаю, интернет-специальности будут востребованы еще долгое время. Искусственный интеллект не сможет полностью заменить думающих людей. Автоматизированные ответы ботов, то есть роботов, не сравнятся с человеческим общением. Конечно, технический прогресс неизбежен. Востребованными будут специалисты, которые умеют сочетать информационные технологии с реальным общением.

— В Костроме много экспертов в сфере интернет-маркетинга?

— Хорошие специалисты есть. Сейчас с несколькими из них мы запускаем образовательное пространство. Будем делиться секретами настройки рекламы, создания видео-роликов и другими полезными навыками. Конечно, такие услуги пользуются спросом.  Но большинство предпринимателей все-таки ведут страницы в соцсетях самостоятельно.

— Это хорошо или плохо?

— Лучше, чем владелец компании, своих потенциальных клиентов не знает никто. Это, наверное, главный плюс ведения соцсетей самим предпринимателем. К сожалению, часто страницы наполняют по принципу «так делает конкурент». А нужно, наоборот, делать по-своему, используя то, чем отличаетесь именно вы.

У многих предпринимателей не получается самостоятельно настраивать рекламу. Есть пример из моей практики, когда начинающий предприниматель в сфере фитнеса сама потратила приличную сумму на настройку, но даже подписчиков не получила. Изменили стратегию —  люди стали подписываться, интересоваться ценами.

 

Жизнь в Сети

— Вы замечали, меняется со временем поведение пользователей в Сети?

— Сейчас люди стремятся покупать у людей. А еще — в моде естественность. Многие устали от глянцевых постановочных фотографий, хотят видеть больше настоящей жизни. Поэтому в рекламе в соцсетях пользователи лучше реагируют на фото и видео, иногда снятые на обычную камеру телефона, чем на дизайнерские баннеры.

— По поводу настоящей жизни… Как относитесь к тому, что каждый второй живет в Интернете, можно сказать, напоказ?

— Мы сами решаем, что выкладывать, а что нет. С одной стороны, в таком случае тебе больше доверяют. С другой стороны, не нужно ради хайповых фото совершать необдуманные поступки. Например, нырять в бассейн с сухим льдом. Я в своих аккаунтах стараюсь делиться пользой. Но есть темы, на которые не пишу: это религия, политика, отношения в семье.

— Если с политикой и религией более-менее понятно, то почему в этот список попали отношения?

— Для меня страницы в соцсетях – это работа, где я общаюсь с потенциальными клиентами. Там я не мама, жена и отличная домохозяйка, а специалист. Все личное оставляю за кадром. Но иногда небольшие семейные зарисовки все же попадают в истории (один из способов представления информации в соцсети. – Прим.авт.).

— Человек, который не работает с соцсетями, чтобы отдохнуть, листает ленту новостей. Какой отдых лучший для вас?

— Конечно, есть практика отдыхать без телефона в руках, вообще без соцсетей. В это время люблю гулять, выбраться из города с семьей или встретиться с друзьями.

— А если все-таки соцсеть, какую предпочтете?

— Последнее время полюбила Инстаграм. Подписана в основном на аккаунты маркетологов, психологов. Многие профессионалы своего дела охотно делятся полезной информацией. Слежу, чтобы развиваться как специалист и личность.