Иван Мотылев – фермер из деревни Починок-Чапков, что недалеко от Сандогоры. Деревня на самом берегу реки Костромы. Здесь даже появилась своя Рублевка, где дома построили для дачного отдыха костромичи и даже москвичи. Привлекают живописные места, богатые грибами и ягодами леса, рыбалка.

Но Ивану, конечно, не до рыбалки, свободного времени у него практически нет. В хозяйстве фермера больше трех десятков коз, 15 овец, около 150 голов птицы – гуси, утки, куры, индоутки, цесарки… Иван молод, ему только 27, но занимается сельским трудом больше десяти лет. А знаком с ним, считай, с малолетства. Родители Татьяна Анатольевна и Александр Алексеевич держали корову, поросят, сами работали в колхозе. Многому внука научила бабушка. Мария Федоровна Мотылева была большой труженицей, всю жизнь трудилась в колхозе телятницей, дояркой на починковской ферме.

Иван почти всю работу выполняет сам. Отец с матерью, как говорится, на подхвате. Вот только сад-огород в основном на них. Оба на пенсии, но Александр Алексеевич продолжает работать в ООО «Кремь» в Мискове. Встает Ваня в половине шестого, и пошло-поехало. Кормит живность, доит коз, раз в год стрижет овец, сам даже сыр делает. Говорит, что спрос на козий сыр даже больше, чем на молоко. Делает его и с укропом, и с пряностями. Для вывода цыплят, гусят, утят и прочих у него свои инкубаторы, с марта по июнь появляется малышня. За ней особенно нужен глаз да глаз, потому что лисицы в сандогорских угодьях не на шутку балуют.

– Иван, а как вообще со сбытом продукции?

– Есть местные покупатели, сандогорские, также заключен договор с одним из магазинов в Костроме.

– Расширять хозяйство не собираешься?

– Думаю, но все упирается в деньги. В прошлом году пытался получить грант, но пролетел, сказали, что не все документы оформил. А хотелось бы, например, и коров завести.

– У тебя три десятка коз, доильного аппарата для них пока еще не придумали?

– Конечно, придумали. Может, и я когда-нибудь куплю. Пока же дою руками. Кстати, при ручной дойке молоко дольше не скисает.

– Сколько надаиваешь в день?

– Больше тридцати литров. Есть козы, которые доят по четыре с половиной литра.

– Козочки породистые?

– Помесные. Чистопородный скот дорогой. А вот Алиса альпийской породы. Маленькую козочку я выменял на гусей. Молока еще не пробовали, но по описанию вкус его напоминает вкус пломбира.

– С козами, овцами, курами, гусями все понятно, а вот цесарки – птицы в наших местах не совсем распространенные.

– У меня их покупают, главным образом, как декоративных. Но у цесарок темноватое вкусное мясо, напоминающее телятину, а яйца в холодильнике могут храниться до полугода.

– Иван, не было мысли бросить хлопотное крестьянское дело и переехать в город?

– У меня младший брат Анатолий живет в Иванове, зовет. Но мне нравится моя работа, нравится этим заниматься, люблю деревню и уезжать не собираюсь. За новинками в сельскохозяйственном производстве слежу по журналам, в Интернете. Иногда успеваю и в лес по грибы-ягоды сбегать, благо все рядом.

– Говоришь, что купил бы корову, а еще какую живность хотелось бы?

– Наверное, заведу павлинов, для красоты.

Корма Мотылевы частично закупают, частично заготавливают сами, картошки с расчетом на скотину сажают. Сейчас с нетерпением ждут сухой погоды, дожди, к сожалению, отодвинули сенокос.

И вот что хотелось бы добавить. Если Иван Мотылев еще раз будет пытаться получить грант, то специалистам районного управления сельского хозяйства необходимо отнестись к нему более внимательно. Даже Президент страны Владимир Путин в ходе последней «прямой линии» говорил о необходимости поддержки фермерства.