«Северная правда» продолжает поиск костромичей, пропавших в ходе Великой Отечественной войны. Сегодняшний наш рассказ посвящен уроженцу Нерехтского района, сержанту Геннадию Лазареву.

Восстановить боевой путь

В нашу редакцию обратилась дочь пропавшего бойца Маргарита Геннадьевна Сорокопудова. Из ее воспоминаний известно, что Геннадий Михайлович Лазарев родился в 1918 году в селе Улошпань, Нерехтского района. После окончания Галичского педагогического училища преподавал в сельской школе. А в армию был призван в октябре 1939 года. По словам Маргариты Геннадьевны, письма от отца приходили из Грузии, а последнее — осенью 1941 года – из Феодосии.

Маргарита Геннадьевна попросила редакцию «Северной правды» найти сведения об отце, восстановить его боевой путь. И мы постарались ей помочь.

Конверт последнего письма

На южных рубежах

Уважаемая Маргарита Геннадьевна, сообщаем вам, что по номеру полевой почты нам удалось установить подразделение, в котором служил ваш отец. Сержант Лазарев воевал в составе 63 горно-стрелковой дивизии, в 26 артиллерийском полку. Дивизия была сформирована в Грузии, а позже была переброшена на защиту Крыма. Однако в самом начале Великой Отечественной войне Геннадий Лазарев в составе своего артиллерийского полка принял участие в одной операции, которая мало известна широкому кругу. Речь идет об оккупации Ирана в августе 1941 года.

Совместная англо-советская операция по вводу войск СССР и Великобритании на территорию Ирана под кодовым наименованием операция «Согласие» проводилась с 25 августа по 17 сентября. В тот момент влияние Германии на Иран было огромным. В любой момент войска этой страны могли атаковать границу. Кроме того, ввод войск на территорию Ирана должен был парировать возможную агрессию со стороны Турции.

В операции принимала участия и 63 горно-стрелковая дивизия, в составе которой был костромич Геннадий Лазарев. Бои, которые шли в Иране, нельзя было назвать ожесточенными. Сопротивление было минимальным. Тем не менее, Красная Армия потеряла убитыми 40 человек. В октябре 1941 года из Ирана была отозвана часть войск СССР: вся авиация, а затем части 44-й и 47-й армий. В их числе и полк Геннадия Лазарева. Им предстояло защищать Крым.

Слава и боль Крыма

По словам Маргариты Геннадьевны, ее отец пропал без вести в Феодосии 30 ноября – 1 декабря 1941 года, не вернувшись из разведки. Однако документы, в том числе и журнал боевых действий войск Закавказского и Кавказского фронтов в ноябре — декабре 1941 года, говорят о том, что это ошибка. 63 горно-стрелковая дивизия прибыла на фронт не ранее середины декабря, а на постоянном месте дислокации расположилась 18 декабря. В эти дни начиналась подготовка к Керченско-Феодосийской десантной операции. Как подчеркивает Маргарита Геннадьевна, последнее письмо отца было как раз из Феодосии. Но, согласно журналу боевых действий, 63 горно-стрелковая дивизия выгрузилась в Феодосии только 31 декабря 1941 года, а далее продолжила наступление. Можно предположить, что имела место ошибка в датах. И ваш отец пропал без вести во время Керченско-Феодосийской десантной операции в канун 1942 года.

Памятник участникам керченско-феодосийского десанта в Феодосии

К сожалению, установить точное место, где пропал или погиб ваш отец, сложно. Ведь десантную операцию называют одновременно славой и болью Крыма. Она была неслыханной по своей дерзости. Десант был массовым, неожиданным для соперника. А штурм Феодосии с моря изучается на спецкурсах американских морских пехотинцев. Но высока была и цена этой победы. Потери превысили 30 тысяч человек убитыми и ранеными. Феодосия недолго оставалась в руках Красной Армии. Ее пришлось оставить уже 18 января.

Памятник участникам Керченско-Феодосийского десанта в Феодосии расположен на одноименной набережной, неподалеку от железнодорожного вокзала. Он был установлен в 1994 году — в том месте, где во время войны располагалось 37-миллиметровое зенитное орудие.