К 90-летию Костромского района все сельские поселения муниципалитета разработали и зарегистрировали в Государственном геральдическом регистре свои гербы. Один интереснее другого. Здесь вам и коровы костромской породы, и крынка молока, и золотая бочка. Но все же выделяется на их фоне герб Шунгенского сельского поселения. На нем изображен известный с детства каждому из нас дед Мазай и его постоянные спутники – зайцы.

 

По «лопотанию» ушей

В описании герба значится, что по лазоревым волнам с серебряной каймой плывет золотая лодка со старцем «так же золотым, в зимних одеждах и шапке, стоящим и гребущим золотым веслом, по сторонам от которого сидят серебряные зайцы без числа и порядка». Имя деда Мазая, к слову, не называется. Но сюжет угадывается легко.
О реальном прототипе деда Мазая споров долгое время не было. Его считали вымышленным персонажем. Однако ученые-литературоведы опровергли это утверждение. Жил дед Мазай, причем в деревне Малые Вежи, что как раз на территории нынешнего Шунгенского сельского поселения. И звали его Иван Саввович Мазайхин.
Более того, исследователи доказали, что Некрасов в своем произведении передает подлинный рассказ Ивана Мазайхина о спасении зайцев. Дело в том, что Николай Алексеевич прямо пишет в своем произведении, что зайцы «лопочут» ушами, поводят из стороны в сторону. А такое выражение было характерно в селах Спас, Шунга и деревне Некрасово (бывшее село Святое). Словом, по «лопотанию ушей» можно окончательно и бесповоротно установить – жил такой человек и зайцев из воды спасал. Причем, возможно, неоднократно.
Именно строки, где дед Мазай спасает тонущих зайцев, и легли в основу герба Шунгенского сельского поселения. Авторская группа, разработавшая герб, подчеркивает: «Поступок деда Мазая говорит о благородстве человека и единстве всего живого на Земле. Говорит о том, что даже охота должна быть честной».
Но, сконцентрировав свое внимание на деде Мазае, мы не должны упустить из виду еще один элемент герба. А именно – щуку. Эта серебряная рыба должна явно намекнуть рыбакам – волжские воды в Шунгенском поселении богаты! Да и кроме того, она символизирует силу и движение вперед.

Полным-полна коробушка

Алексей Позин, председатель Костромского областного отделения Союза геральдистов России, подсказал нам, что по мотивам творчества Николая Некрасова создан еще один герб в Костромском районе. А именно Сандогорского сельского поселения. Ведь поэма «Коробейники» была посвящена «Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шода Костромской губернии)». Здесь, к счастью, обошлось без споров. Жил такой крестьянин, охотился вместе с Некрасовым и рассказал ему историю, которая позже легла в основу поэмы «Коробейники».
А уже по ее мотивам и был разработан герб Сандогорского поселения. В его центре та самая «коробушка», полная червленой ткани, а также тот самый «бирюзовый перстенек», который взяла героиня поэмы. Правда, помимо отсылок к творчеству Некрасова, плетение корзины имеет еще одно символическое значение: неразрывную связь каждого из восемнадцати населенных пунктов Сандогорского сельского поселения.
Всякий, кто увидит его герб, отметит: клюква в поэме «Коробейники» не упоминалась. А на изображении присутствует. Правильно, этот элемент связан уже с современностью и фестивалем «Клюквенный сок», который стал уже традиционным в Сандогоре.

Игорь Кузнецов, житель села Сандогора: 

– Раньше, когда учился в школе, нам часто рассказывали о Николае Некрасове и о том месте, которое занимают наши родные края в его произведениях. Когда читаешь стихи, поэмы этого великого классика и узнаешь пейзажи, захватывает дух. Для каждого из нас это было и остается особым поводом для гордости. Поэтому и герб поселения понравился: необычный, очень точно отражает историю нашего края, его главные символы.