За рулем автобуса водитель ПАТП №3 Алексей Зуев уже тридцать лет. Он является многократным победителем и призером международных и всероссийских конкурсов водительского мастерства. Ему приходилось работать на внутригородских и междугородных маршрутах, осваивать отечественную и зарубежную автобусную технику. Главное для водителя автобуса, по мнению Алексея Николаевича, вовремя и безопасно доставить пассажиров к месту назначения. На прошедшем на днях Костромском областном конкурсе профессионального мастерства водителей Алексей Зуев занял первое место в знании правил дорожного движения и второе в личном зачете по вождению атобуса ПАЗ, а его команда заняла первое место.

Тридцать лет назад впервые пришел в автобусный парк

— Алексей Николаевич, расскажите немного о себе. Откуда вы родом?

— Родился в республике Мордовия, после армии пошел в автобусный парк и с 1989 года работаю в пассажирских перевозках. Начинал в Саранске, там работал до 1995 года, а затем переехал в Кострому. На костромском автобусном предприятии работаю с 1998 года.

— В Кострому приехали с семьей?

— Да, с женой Ларисой Анатольевной. Она преподаватель русского языка и литературы, работает в школе. Дочь Светлана учится в девятом классе, занимается спортом — легкой атлетикой. Неоднократная чемпионка различных соревнований. В том числе принимала участие в легкоатлетической эстафете «Северная правда» и занимала призовые места.

— Молодец! Алексей Николаевич, а откуда, собственно, взялась любовь к автомобильному транспорту? Как у всех мальчишек — тяга сесть за руль или что-то другое?

— Меня отец с детства приучал, с собой брал, на тракторе с ним ездил. После девятого класса работал помощником комбайнера, после десятого — в совхозе на тракторе. Потом устроился на завод в Саранске. После армии решил пойти на автобус.

— Где служили?

— На Южном Урале. Вернулся домой и сначала думал снова устроиться на завод, но начальник цеха был в отпуске. Мне сказали прийти через месяц, и я решил попробовать на автобусе, поскольку в армии много раз садился за руль. В итоге с сентября по февраль учился, а затем получил права и сразу пошел на работу.

«Вожу аккуратно, резко не торможу»

— Сразу на междугородных или по городу?

— Нет, начал на маршрутных по городу, на «ЛИАЗе» и сочлененном «Икарусе». «ЛИАЗ», помню, в девяностом году получал новый. В Костромском ПАТП №3 сначала сел на ЛАЗ, потом на «мягкий» «Икарус», также были «Сетра», «Мерседес». Сейчас вожу «ЛИАЗ».

— Существует ли для водителя разница между работой на междугородных и городских маршрутах?

— Кто-то привык работать в городе. Кому-то больше по душе междугородные маршруты, на них порой приходилось работать ночами. Я сейчас езжу по пригороду. Мне нравится возить пассажиров. Конечно, интереснее, когда есть разнообразие. Работая в Саранске семь лет по восьмому маршруту, так привык, что всю дорогу наизусть знал.

— Один и тот же маршрут, наверное, и пассажиры, в большинстве своем, одни и те же. Они вас узнавали, общались?

— Да, и позднее, когда работал уже в Костроме, много раз хвалили, говорили, что я хорошо вожу, аккуратно, не торможу резко.

— А водитель понимает, что от его манеры езды зависит то, насколько комфортно будут себя чувствовать пассажиры в салоне? Почему иногда водители резко тормозят или трогаются?

— Бывает, что за руль конкретного автобуса водитель садится впервые и ему требуется время, чтобы привыкнуть к предметам управления. Но с моей стороны такого не происходило, я к любому автобусу привыкаю практически сразу. Когда ездим на соревнования, там встречаются автобусы, которые раньше никогда не видел: садишься и занимаешь призовые места.

Водитель автобуса должен все предусмотреть

— Нередко можно встретить автобусы без кондуктора. Насколько это безопасно?

— Если обилечиваешь пассажиров на остановке, не трогаясь, тогда абсолютно безопасно. На ходу этого делать категорически нельзя.

— Порой водители ведут себя на дорогах не очень адекватно.

— Согласен с вами, подрезают часто, выезжают перед тобой с второстепенной на главную. Но я считаю, водитель автобуса должен предусматривать все. Столько таких ДТП предотвратил, что не сосчитать. Стараюсь аккуратно притормозить, ведь случись что, придется пассажиров пересаживать, автобус ремонтировать. Надо уважать других водителей, а не себя любимого.

— Я помню, что когда-то в Костроме, по крайней мере рейсы на Москву, водители междугородных автобусов выполняли в форме — китель, рубашка, галстук и фуражка. Как вы считаете, нужна ли сегодня форма водителям автобусов?

— Думаю, было бы неплохо. Иногда тепло в рубашке, если прохладно — пиджак можно надеть.

— Есть ли у вас любимые маршруты?

— Нет, для меня все они одинаковые. Где-то дороги получше, где-то похуже.

— Одним из самых дальних внутриобластных маршрутов считался рейс до Боговарова. Сложно было туда ездить?

— Мы ездили в паре с другим водителем, можно было отдохнуть. Нет, думаю, не сложно.

«Фантомас» подошел сзади и похлопал по плечу

— Приключения в дороге наверняка случались?

— Бывало за двадцать семь минут на «Икарусе» колесо меняли. Один вытаскивает запасное, второй крутит домкрат, отворачиваем. Один прикручивает, второй убирает на место проколотое колесо. Пневматические баллоны тоже меняли быстро.

— Однажды я ехал с северо-востока области в Кострому, рейс ночной, и у нас в районе Макарьева сломался автобус. Буквально через несколько минут подошел другой и забрал всех пассажиров. Откуда такая оперативность?

— Раньше ходил автобус Макарьев — Москва, он отправлялся в час ночи из Макарьева, диспетчеры его предупредили, и он вас забрал. А вообще резервный автобус всегда держат готовым.

Я однажды еще на ЛАЗе работал, зимой мороз минус тридцать пять, в Галиче «Икарус» замерз. Я только из рейса, меня попросили съездить. Приехал в Галич в два часа ночи, забрал пассажиров, отвез их в Парфеньево и только потом вернулся в Кострому. Всякое бывало.

— Как с пассажирами находите общий язык? Часто просят остановить там, где не положено?

— Главное, быть вежливым. А остановить, да, случается, просят, приходится объяснять, что нужно подождать до остановки или до автостанции. Однажды поехали в Москву с напарником, он высокий и широкоплечий. И один пассажир буянил, к другим приставал. Напарник несколько раз к нему ходил, успокаивал, бесполезно. А у нас в баре лежала резиновая маска Фантомаса. И вот он в очередной раз решил успокоить буяна, надел ее, подошел сзади и похлопал по плечу. Все остальное время этот пассажир сидел смирно.

Колея, змейка, бокс, стоп-линия…

— С какого времени вы начали принимать участие в соревнованиях?

— Сразу скажу: не было бы побед без поддержки нашего директора Владимира Рыбинского. Он болеет душой за команду, нередко выезжает с нами в другие города. В 2001 году именно он порекомендовал мне участвовать в областном конкурсе профмастерства водителей автобусов. И уже в 2003 году мы стали чемпионами Костромской области, и продолжалось это семь лет подряд.

— На соревнованиях вы так же сдаете теорию и практику?

— Да, сначала решаем экзаменационные билеты. Причем, чтобы никому не было обидно, все участники решают один и тот же билет, но какой именно, никто до начала экзамена, конечно, не знает. Я несколько раз отвечал на двадцать вопросов за восемнадцать секунд.

— Какие фигуры и на каких автобусах выполняете во время практического задания?

— В Костроме — на «пазике», в других городах на большом «ЛИАЗе» и на сочлененном автобусе. Ездим сквозь ворота, по кругу, задним ходом. Есть эстафета: надо снять кольцо на

ходу и потом так же повесить. Еще подъезжаем к бордюру. Необходимо и задними, и передними колесами прижаться к нему не более чем на двадцать сантиметров. А еще колея, змейка, бокс, стоп-линия.

Важно быть полностью уверенным в машине

— Как жена относится к вашей работе?

— Хорошо, гладит брюки, рубашки, когда работал на «межгороде», собирала еду, чай. Я за рулем воду не пью, только горячий чай.

— У вас дочь, а если бы был сын и он бы решил пойти по вашим стопам, одобрили бы?

— Конечно. У нас работают семейные подряды Александр Гуляев и два его сына — Максим и Денис, Николай Смирнов и его сын Павел. Работали Асафьевы, отец с сыном, семья Ловчаткиных.

— Алексей Николаевич, а вы сами принимаете участие в ремонте автобусов?

— На иномарках всегда его сами делали. Но даже если слесари ремонтируют, потом все равно протягивал все гайки, чтобы быть полностью уверенным в машине.

Алексей ВОИНОВ