Удивительно, но факт: самые занятые люди всегда очень оперативно соглашаются на интервью. С приемной мамой Еленой Тороевой мы так и встретились: один звонок – и на следующий день уже беседуем. Потому что в круговороте дел и больших планов лучше встречаться сразу, иначе потом можно не успеть. Сейчас у Елены шестеро детей: Кирилл, Тимур, Татьяна, Максим, Саша и Костя. Тех, которые живут с ней и для которых она – лучшая мама на свете. Старшая дочь Настя уже замужем, но практически каждые выходные вместе с мужем спешит в гости к любимой маме. А у нас есть много вопросов: как решится принять, воспитать, не устать и не перегореть на самой сложной в мире работе под называнием материнство.
Пришла за одним – взяла троих
– Елена, а вот если заглянуть в прошлое лет так на двадцать: могли ли вы предположить, что будете приемной мамой?
– А знаете, да. В детстве я была достаточно сентиментальная, всех мне надо было пожалеть. Читала много и, соответственно, подпитывалась трогательными историями из книг и фильмов. И иногда мелькали такие мысли: буду взрослая – возьму ребенка на воспитание.
– А взяла не одного и даже не двух.
– Все началось с того, что я пошла работать в детский дом. Я педагог по образованию. Точнее, у меня несколько профильных педагогических образований. Так вот. У нас теперь такая семейная шутка есть: кто что с работы тащит, а я детей. У своих старших детей я была воспитателем. В детдоме мы сблизились с ними, я поняла, что нужна им как мама. Так и сложилась наша семья.
– Сейчас в вашей семье шестеро маленьких детей, правильно?
– Ну не таких уж и маленьких! Старшему Кириллу – двенадцать, младшему Косте – шесть. Все они родные между собой – от одной биологической мамы. Когда старшие повзрослели, я подумала: а может, еще ребенка взять на воспитание? Я тогда в школе уже работала, вторая половина дня у меня была свободна. Посмотрела по банку данных – и понравился нам Кирилл. Я его навестила, а мне говорят: «У него в доме ребенка еще брат и сестра есть». Ну я и взяла всех сразу. Так мы жили дружной компанией почти пять с половиной лет. А потом нас стало еще больше.
Дисциплина – основа успеха
– Решиться стать мамой уже шестерых детей было сложно?
– Это было наше совместное со старшими детьми решение. Когда сообщили, что есть еще три брата у нас и что они изъяты из семьи и попали в центр реабилитации, то собрала своих (мы любим все решать на семейном совете, глаза в глаза) и предложила принять решение. Они говорят: «Поехали смотреть». Это была волнительная встреча. Когда мы уходили, детишки нам вслед кричали: «До свидания, наши личные братики и сестренка!» Приехали домой – мои говорят: «Мам, давай брать. Они нам родные, мы не можем их оставить». А я говорю: «Но вы понимаете, что вас будет шестеро, а я одна. Мне нужна будет помощь». Обещали помогать.
– Помогают?
– Да. У нас вообще дисциплина в семье, у каждого есть свои обязанности. Пусть минимальные, но все же. Со стола убрать, посуду в посудомойку загрузить, погулять с собакой. Дел много. Учитывая, что они у меня и в балетной школе при национальном балете «Кострома» занимаются, и гимнастикой, и футболом. И плюс учеба, конечно. Нужно понимать, что если первых троих в реабилитационный центр и в дом ребенка передали в достаточно раннем возрасте и в семью они тоже попали рано, то младшие несколько лет жили с биологической мамой. И педагогическая запущенность, конечно, была, и психологическая. Мы бегом побежали на дополнительные занятия – наверстывать упущенное. Детишки плакали по ночам первое время, спрашивали: «Ты нас точно обратно не отдашь?» В родной семье они еды нормальной не видели. И когда мы впервые все вместе пошли в гипермаркет, у них просто глаза разбежались: «А мы и колбасу есть будем? И йогурты?» Был сложный период, в общем. Но мы справились.
– Елена, двое ваших сыночков – близнецы. Всегда было интересно: как их различить?
– Да, Максим и Саша у нас близнецы. Дома мы их называем «одинаковые». Поначалу даже я путала их. Но сейчас уже, конечно, знаю, кто есть кто. Они у нас в этом году первый класс окончили. Для того, чтобы учительница их не путала, мы договорились, что один ходит в сереньких кофточках, другой – в синих. И очки разные мы им купили. Так что все различают!
Детям нужна счастливая мама
– Ваша главная семейная традиция — это движение?
– Мы действительно всегда в движении. Когда младшенькие начинали входить в наш ритм жизни, они просто не понимали, что происходит. У нас же каждый день расписан! Теперь уже, конечно, все в теме. А еще наша традиция — это общение. Стараемся все обсуждать. Спокойно, лично, глаза в глаза. Обязательно гуляем вместе. Обедаем и ужинаем тоже всегда вместе. И еще раз в год обязательно идем на семейную фотосессию. Это очень интересно: сравнивать снимки с разницей в год и осознавать, как растут и меняются дети.
– Родителям приемных детей держаться вместе? Есть такая потребность?
– Потребность есть. И мы стараемся держаться вместе. Несколько лет назад я стала одним из инициаторов создания неформального объединения для родителей приемных детей. Такого, чтобы мы могли друг друга поддерживать, озвучить возникающие проблемы, вместе искать пути решения. Ну и плюс (большой плюс) – у нас есть благотворительный фонд «Будущее Сейчас», который поддерживает приемные семьи, организует для нас и поездки, и встречи.
– Если человек задумался о том, чтобы стать приемным родителем, то как ему быть, с чего начать?
– У «Будущего Сейчас» есть школа приемных родителей. Это очень хорошая поддержка для тех, кто находится на уровне принятия решения. Причем даже если ты выйдешь из этой школы с решением о том, что приемным родителем ты не будешь, это тоже результат. А еще есть замечательный проект «Наставник», когда взрослый может стать другом для ребенка. Иногда наставничество помогает понять взрослому, что он хочет взять этого ребенка в семью, а ребенку — что он хочет видеть в этом взрослом родителя. Но даже если это просто дружба и поддержка — уже хорошо.
– Елена, я понимаю, что вы еще и работать успеваете?
– Да, сейчас индивидуально занимаюсь с детьми с ОВЗ. И мои дети знают, что у меня такая работа. Считаю, что это важно для них: они видят, что люди бывают разные, учатся находить общий язык, помогать, понимать друг друга.
– Вы очень сильный человек. Материнство вас сделало такой?
– Я изначально сильная. Точнее, прежде всего, эмоциональная, а потом уже сильная.
– Есть ли у мамы Лены время для себя?
– Детям нужна счастливая мама. Поэтому, конечно, стараюсь хоть полчаса в день, но побыть наедине с собой. У меня есть утренний ритуал — неспешный кофе, пока все спят. А потом – подъем! И снова к свершениям!
Любовь Володина
Фото из личного архива Елены Тороевой