«Северная правда» рассказывает, как увидеть в ребенке одаренность, что делать, когда у школьника очень много секций, и можно ли продолжать дополнительное образование, если тебе за 30

Сегодня обычный день простого школьника может выглядеть как сложная схема тайм-менеджмента. Курсы, репетиторы, секции и многое другое уже отлично вписались в нашу действительность. И многие дети, прошедшие через допобразование, имеют самые разные навыки и, как сейчас модно говорить, компетенции. Но нельзя сказать, что те, кто остался без кружков, — «второй сорт».

Опыт, знания, развитие и еще масса всего полезного, что ребенок может почерпнуть вне школьных уроков. Бывает и так, когда нечто творческое, техническое или спортивное притягивает значительно больше, чем основное учебное заведение. И единых правильных действий здесь нет: кто-то позволяет ребенку иметь оценки чуть хуже, но быть «там, там и там», для кого-то важнее «4» и «5» в дневнике. Но выделяется еще особая категория родителей, которые хотят все: и пятерки, и посещать всевозможные секции, ездить на разные форумы и фестивали. И все бы ничего, если ваш ребенок легко справляется с нагрузкой. Но не перебор ли, когда с пеной у рта школьным учителям доказывают, что девочку или мальчика надо пожалеть и простимулировать, ведь старается – поет и пляшет?! Тут же отметим, что допобразование — это не только сцена и макраме, это и углубленное изучение отдельных предметов, и первые шаги в науке, и собственные изобретения. Поэтому нужна та самая золотая середина. «СП» собрала мнения костромичей по поводу занятости в сфере дополнительного образования. Мы не говорим о гениальности и суперспособностях, речь пойдет о развитии и любимом деле.

Наталья СТЕПАНОВА, директор центра «Одаренные школьники»:

— Одаренность — это в широком смысле природный дар. Она неразрывно связана со всей жизнью человека и потому оказывается на разных этапах ее развития. Одна из задач родительства — увидеть эти задатки в ребенке, конечно, совместно с педагогами, и поддержать их развитие. Прежде всего — это наблюдение. Есть ли у ребенка любимые занятия, о чем бесконечно задает вопросы. Приведу конкретный, недавно услышанный пример от мамы призера всероссийской олимпиады школьников, ныне студента географического факультета МГУ. Когда ее сыну Владиславу исполнилось пять лет, его заинтересовал… спичечный коробок. Именно на нем была нанесена географическая карта. Бабушка мальчика, увидев такой интерес, купила ребенку карту России, ее повесили в комнате Влада. По карте он научился читать, выучил за короткое время расположение городов и названия рек. Ориентировался в ней, будто это его собственная квартира. Затем в школе увлечение поддержали педагоги, в том числе дополнительного образования. А еще книги, энциклопедии, фильмы о путешествиях и программы. Это пример академической одаренности. Часто за успехами одаренного ребенка стоит целая команда: семья, педагоги, коллектив класса или объединения. Одаренность — это скорее потенциал, и если не дать возможности ее проявить, она так и останется в зачаточном состоянии.

Что касается тенденций допобразования в регионе, то прежде всего — это доступность. Когда через навигатор дополнительного образования можно записаться в объединение, которое заинтересовало ребенка. Это и грантовая конкурсная поддержка: в 2020 году наша область открыла новые оснащенные места для занятий более чем в двадцати образовательных учреждениях. Доступность реализуется и через новые формы организации дополнительного образования: по муниципалитетам нашего региона отправился в маршрут мобильный кванториум, оборудованный самой современной техникой для занятий.

Вместе с тем 2020 год стал годом вызовов и возможностей, если говорить о дистанционном формате. Активная работа педагогов по реализации программ в удаленном режиме позволила успешно закончить учебный год, принять участие в конкурсных и олимпиадных мероприятиях. Современные тренды говорят о том, что будущее за «гибридным» образованием, когда часть программы реализуется в очном формате, а часть — через дистанционные технологии.

 

Лидия ЕРОВА, педагог-психолог:

— В нынешнее время очень сложно разделять время и силы между школой и дополнительным образованием, так как основное образование занимает большую часть времени обучающегося. Распределить это время помогает грамотное планирование дня. Необходимо завести ежедневник и составлять план дел на следующий день, не забывая включить в него отдых. Если ребенок не получает желаемого результата в секции, стоит обговорить его желания и цели. Узнать, интересно ли ему это направление. Зачастую родители отдают детей в кружки, которые выбирают сами. Это в корне неправильная позиция. Если ребенок хочет посещать множество разных секций, в этом случае стоит позволить заниматься всем, что нравится. Со временем поймет, что неинтересно, и перестанет туда ходить.

Мария ЖУРАВЛЕВА, мама:

— Мои дети посещают секцию волейбола в школе. Она бесплатная, занятия два раза в неделю по полтора часа. Безусловно, дополнительное образование очень важно. Возможно, именно там ребенок определится с тем, чем займется в дальнейшей жизни. Я уже не говорю об общем развитии. Мои дети много чем занимались: спортивной гимнастикой, плаванием, бадминтоном. Но прижился у нас только волейбол. А отправила я мальчишек на спортивную секцию в основном из соображений здоровья: дети часто болели, и я посчитала, что спорт укрепит организм. Когда парни подросли, я предоставила им полную свободу выбора. Ведь если не будет желания, не будет и результата. С искусством у нас в дополнительном образовании не срослось. Хотя один из сыновей самостоятельно научился и играет на гитаре. Как музыкант, могу сказать, что очень неплохо. И, конечно, не перестану повторять, что любая дополнительная активность, будь то спорт или искусство, прежде всего развивает личность, а это – главное.

Юлия ПОЛЯНСКАЯ:

— Я посещала местный дом детства и юношества, где было очень много кружков: театральный, поэтический, танцевальный и рукодельный. Также меньше месяца проходила в спортивную школу на гимнастику и, уже в средней школе, посещала психологические и профориентационные тренинги, была редактором школьной газеты.

Безусловно, не задерживалась я в данных местах из-за своей лени, но если вдуматься, мне было просто неинтересно. Даже в творческих кружках было мало места для развития фантазии, не хотелось держать себя в рамках. Мы с близкими подругами не раз ставили для соседей собственные концерты и спектакли, наши игры были гораздо интереснее. Мы могли просто гулять и сами придумывать роли, вслух сочинять сказки и рассказы. Это было весело и здорово, и о своих школьных годах я вспоминаю с большой теплотой благодаря таким событиям, а не количеству посещенных кружков и секций.

Ольга ДАВЫДОВА, мама, участница творческого объединения «Русские узоры»:

— На данный момент мои дети посещают несколько кружков. Сын — Школу современного пятиборья, дочка занимается хореографией, также ходит в модельную школу. Так как оба занимаются давно, сын сейчас уже в статусе спортсмена команды Костромской области, тренировки занимают половину свободного времени от учебы. Также и у дочки, ходим примерно шестой год, занятия почти каждый день.

Школу моделей посещает один раз в неделю — и это единственный свободный день, когда она не занята хореографией. По стоимости: сын в статусе спортсмена, мы не платим за занятия, он участвует в соревнованиях, представляет регион. Дополнительное образование дочки, учитывая, что много дисциплин и занимаются часто, недорогое, приемлемый ценник. От основного заработка — это минимальный процент, наша семья может себе позволить. Кроме основной оплаты, приходится покупать нужную одежду. Здесь у сына более дорогостоящие вещи — инвентарь, профессиональные одежда и обувь.

Ольга с дочкой. Фото Нади Авраменко

На мой взгляд, дополнительное образование является неотъемлемой частью воспитания и образования детей. Иногда, именно посещая кружки и секции, ребенок может найти дело по душе или даже определиться с профессией. И я уверена, педагоги дополнительного образования много дают детям, не меньше школьных учителей. Во-вторых, посещение разных тренировок и занятий очень организует: появляется умение составлять распорядок дня. И всегда хорошо, если человек увлечен, видит результаты своей работы и развивается с разных сторон. В нашем городе можно найти множество направлений дополнительного образования, где ребенок легко выберет, что ему нравится. Есть, конечно, и «минусы»: не всегда качественное обеспечение тех или иных секций, технических возможностей тоже иногда не хватает, часто меняется кадровый состав. И все-таки я отдала своих детей, чтобы они развивались творчески и физически, общались с педагогами — у нас они просто замечательные, дети к ним прислушиваются. В дополнительном образовании хороший детский коллектив, чаще там ребята целеустремленные, ответственные. Важно, чтобы дети видели результат: у моей дочери — это концерты, у сына – победы на соревнованиях. Сначала я их сильно контролировала, потом выработалась привычка, и сейчас я не слежу, дочь и сын ходят самостоятельно, знают время и свои задачи.

Кстати, я тоже посещаю танцевальный кружок — коллектив русского народного танца «Русские узоры». Мне кажется, у каждого, кроме работы и забот, должно быть время для себя и хобби, когда ты можешь отвлечься от рутины. Когда-то я танцевала, окончила хореографическую школу. И вот как-то узнала, что в Костроме есть возможность заниматься хореографией людям, которым за 30. Не раздумывая туда пришла, меня взяли. Для меня это не только танцы, это общение, интересные люди, расширение кругозора. Я вновь чувствую азарт выступления на сцене, командный дух, вижу улыбки зрителей. Мы ездим с выступлениями во многие города, ездили за границу выступать. Не знаю, смогла бы я так просто побывать в Италии или Грузии.

Не помню, чьи это слова, но человек, как стул, должен стоять на четырех ножках: первая — семья, вторая — работа в удовольствие, третья — здоровое физическое тело, четвертая — хобби и увлечения, когда цветет и поет душа. У меня — это танцы. Без этой ножки совсем никак, стул не устоит.