Мнения специалистов, истории из жизни, костромской ценник. 

Мы говорим «экзамен», подразумеваем «репетитор» и наоборот… Представители поколений «до ЕГЭ» утверждают, что и без них обходились, а сейчас все изменилось? Давайте подумаем вместе с «СП». Тем более что у выпускников остается всего полгода, чтобы подтянуть свои знания.

Кто и за сколько?

Первое, с чем сталкивается человек, обращающийся к услугам репетитора, – это вопрос цены. Даже не вопрос качества. Беседуя с родителями, дети которых занимались дополнительно, становится ясно, что мало кто смотрит документ об образовании такого специалиста, стаж работы, методики. Чаще обращаются, исходя из информации сарафанного радио, кстати, это тоже срабатывает. Ведь каждый репетитор трудится на свою репутацию, которая в свою очередь и делает ему рекламу, а затем заработок.

По Костроме один час работы репетитора обходится от 300 рублей до 1500. По словам специалистов, минимальную сумму предъявляют студенты – те, кто еще только-только начинает входить в это дело. Ну и самые высокие цены у тех, кто имеет большой опыт, высокие результаты, научную степень или звание. И если до момента подготовки к ЕГЭ детям бывает достаточно одного репетитора по самому проблемному предмету, то примерно за год до экзамена платных уроков может быть столько, сколько осилит детская голова и родительский кошелек.

Поговорив с двумя семьями выпускников 2019 года (они пожелали остаться инкогнито), мы получили вот такую картину. Как минимум, у детей в 11-м классе два репетитора. Это с условием, что хотя бы в одном из обязательных предметов школьник уверен. Для «суперэффекта» по одному предмету в неделю берется два урока. За один час работы специалисты брали до тысячи рублей. В месяц за услуги семьи заплатили восемь и шесть тысяч, умножаем на период учебного года – 72 и 54 тысячи.

Мы взяли две семьи, три разных предмета. И получилась такая сумма, которая, понятно, есть не у каждого. Следует отметить, что готовили ребят специалисты с хорошими отзывами, в одном случае с предоставлением личной скидки. Кстати, результат себя оправдал – школьники получили высокие баллы на выпускном экзамене, поступили в высшие учебные заведения.

Конечно, «Северной правде» рассказали истории, когда ребенок год ходил к репетитору, тот давал хорошие прогнозы, а на экзамене ученику не удалось перешагнуть и минимальный порог. Получается, что репетитор это не панацея.

Чуда от репетиторства ждать тоже не стоит. Очень редко бывает, чтобы ребенок, занимающийся на «удовлетворительно», после репетитора резко поднял успеваемость. Потому что ученик должен быть сам замотивирован и должен прикладывать усилия и старания для получения желаемого результата.

И у нас на это четыре причины

А если не экзамен, с какой целью еще обращаются к репетиторам? Поговорив с педагогами, родителями и репетиторами, мы можем говорить о четырех причинах.

Конечно, если школьник не понимает, а родители объяснить не могут – первая причина.

Еще момент, когда родители хватаются за голову, это сложная программа, причина номер два. И уже в начальной школе ребенок бывает в числе отстающих. По рассказам костромички, когда она пришла к учителю с вопросом, что делать с ребенком, девочка отстает, получила ответ: «Ваш ребенок – ваши проблемы». И тут, понятное дело, у родителей выбор невелик, «свои» проблемы начинают решать.

О сложных программах говорят и педагоги, даже не о программах, а об учебниках некоторых авторов.

Ну и финальная причина, которую мы можем назвать, – это завышенные требования родителей. Часто родителей не устраивают низкие оценки ребенка, или уж жутко хочется круглого отличника, и тащат они буквально чадо свое к репетиторам. Сюда же подключается и некий статус, проявляющийся в возможности нанять и оплатить нескольких репетиторов своему ребенку.

Своими силами?

Конечно, бывают и обратные случаи, когда дети, считая себя вполне способными освоить школьную программу, напрочь отказались от подобных услуг, вопреки просьбам родителей. И не проиграли. А есть ли объективные шансы у тех, кто пытается устранить самостоятельно пробелы в знаниях, даже при условии, что учебник «какой-то не такой»? И тут снова множество вариантов. Не секрет, что сейчас существует масса интернет-ресурсов, где можно посмотреть видеоурок, прорешать тест, пообщаться на форуме с таким же школьником и разобраться в теме. Учителя говорят, что в школах часто и абсолютно бесплатно проводятся дополнительные занятия, где как раз и устраняется непонимание.

Большинство родителей, с которыми мы поговорили, считают, что без репетитора можно обойтись. Главное – заниматься с ребенком, слышать его. Может, нам повезло, но попались и такие мамы и папы, которые в выпускном классе брали с детьми учебники и начинали изучать даже чуждый предмет, чтобы объяснить ребенку.
Можно учиться без репетитора или нет? На этот счет разные мнения. Но вот в чем сошлись все – это в мотивации. У ребенка она должна быть. Не у родителя, подтянуть оценки, а именно у ребенка. И будь то амбиции, желание выделиться, любимая специальность, медаль на выпускном – мотивация. Она движет всем, и только тогда появляется результат.

Светлана ПАНКРАТОВА

Светлана Сергеева, учитель, Кострома:

— В школе я работаю уже 32 года. Нельзя однозначно сказать, может ли ребенок обойтись без репетитора. Но всегда есть дети, которые сами блестяще готовятся к экзаменам: четыре года назад моя ученица сдала ЕГЭ по математике на 84 балла, учится на физмате и проходит в нашей же школе практику. Такие ребята есть в каждом выпуске. Некоторые темы тяжело усваиваются учащимися, поэтому, приходим к тому, что во внеурочное время детям нужны дополнительные занятия. Это бесплатные занятия, такая консультация для слабоуспевающих. В прошлом году у меня был пятый класс по другому учебнику, нежели сейчас. Родители говорили, что не то что дети, а мы сами эту книжку понять не можем. В этом году вернулись к традиционному варианту, и родители сказали: совсем другое дело. Он доступней. От учебника, изложения материала очень много зависит. На своих уроках я стараюсь дать образец решения стандартных заданий , чтобы дома даже самому слабому ученику было куда обратиться за помощью.

Валерия Сафонова, репетитор английского, Кострома:

— Есть несколько категорий. Первая — подготовка к школе. Так как уже с самого начала требуют неимоверный уровень английского, родители не могут даже помочь. Вторая категория – устраняем проблемы в знаниях. Не успевают, не понимают педагога, бестолковый учебник, переход в другую школу – разные учебники. Самостоятельно, думаю, тоже возможно выучить. Просто разные дети: некоторым нужно, чтобы рядом сидел человек со знаниями английского и методикой. Ведь одно дело убрать штучный пробел, а другое дело догнать многое. Я считаю, что при больших проблемах надо идти к специалистам с педагогическим образованием, со знаниями методик.

Елена Девятерикова, мама школьника, Кострома:

— Про начальную школу могу однозначно сказать, репетиторы для детей – большая перегрузка. У моих знакомых ребенку, кроме школьных заданий, достается домашняя работа от репетитора. Без выходных, вечные уроки. В начальной школе пусть учится как учится – до поступления баллы еще не нужны. Если думать, что к тройкам можно привыкнуть, так и пойдет, – нет. Определится с тем, что ему нужно, что нравится, – можно выучить и сдать на хороший балл.