Notice: Undefined offset: 1 in /var/www/sevpravda/data/www/pravda.glebefanov.ru/plugins/content/socbuttons/socbuttons.php on line 184

Овраг как амфитеатр,

9

 

или Чем помочь филармонии

 

Летом по нему с остановки к Волге и назад фланируют пляжники. Зимой его оккупируют дети с санками и «ватрушками». А в межсезонье он просто пустует. Хотя большому костромскому оврагу можно бы найти более полезное применение. Правда, при этом надо знать: овраг - не то, чем он кажется.

 

Все это водосборная площадь
Когда-то костромичи называли овраг вдоль улицы Овражной (в свое время Дворянской) Ендовищем. По Далю «ендовище» - это «впалая поляна или луговина, обширная плоская впадина». Нижнюю часть оврага наши предки использовали как «народное гульбище», а его склоны служили огородами.
Свой современный вид эта территория начала приобретать в 1950-х, когда на Овражной снесли старые деревянные особняки. Их место заняли новые жилые дома, появилось здание будущей филармонии, с другой стороны - гостиницы, ресторана...


Почему, говоря об овраге, мы упоминаем их? Потому что все они попадают в зону его воздействия. Овраг - это далеко не то, что мы видим. «Он не заканчивается при подходе к улице Советской, - объясняет инженер-геолог, эколог Мира Бессонова. - Овраг продолжается за Советскую на территорию больницы и далее за улицу Никитскую к девятиэтажному дому». Вся эта большая территория – часть водосборной площади оврага.


Мира Петровна сама, можно сказать, родом отсюда: ее дом стоял на углу улиц Советской и Овражной. «Каждую весну бурная река мимо нашего дома скатывалась в соседний сад и далее вниз. Ветки, хлам всякий с собой тащила», - вспоминает она. Да, потом, под новые дома, верховье оврага засыпали, обустроили. Стоки канализовали.


Но вопреки этим усилиям жизнь оврага не прекратилась. Каждую весну или летом в ливень по его дну и сейчас течет ручеек и тащит с собой частички песка. «Это суффозия, - говорит геолог. - Овраг вместе с водой выносит минеральный материал из прилегающих массивов. В итоге разуплотняются основания под сооружениями, смещается и проседает грунт, на зданиях появляются трещины».

 

Не приобрел равновесия
Попадающие в зону воздействия оврага сооружения, которые стоят, в том числе в руслах его мелких, давно засыпанных стоковых составляющих, испытывают активные деформации в течение многих лет. И здание филармонии, уверена Мира Бессонова, страдает больше других.


Открытое после масштабной реконструкции в 1988 году, оно «прочувствовало» подвижки уже через десяток лет. «Отошла от стены ротонда. Перед фасадом осел грунт, образовалась промоина. Со стен начала отставать и обваливаться облицовочная мраморная плитка. Для меня деформации тогда не стали неожиданными», - признается она.


И объясняет причину геотехнической ненадежности здания. Оно построено на подсыпном грунте в русле оврага, который относится к зонам неустойчивого геотехнического равновесия. Особого внимания заслуживают воздействия, которые проявляются в подземной части филармонии после строительства галереи. Суглинки под фундаментами колонн замачиваются, разуплотняются, уменьшается их несущая способность, происходит осадка фундаментов и разрушение конструкций. Ненадежна, по словам Миры Петровны, и кирпичная кладка стен (из-за пожара 1979 года).


Необходимы, считает она, комплексные исследования состояния фундаментов и конструкций здания филармонии. Раз уж возвели сооружения на склонах оврага - надо думать об их сохранении.
Тем более что «живой овраг с крутым нравом» не приобрел профиля равновесия. «Он продолжает расти, и в его русле не прекращается донная и боковая эрозия, выносятся минеральные частицы с подземной водой, оползают склоны. Разрастается и одновременно перегружается плоскость скольжения. В пространство плоскости скольжения вовлекаются все новые и новые объекты», - продолжает геолог.

 

В полезных целях
И что же делать с оврагом? Тем более что предложения звучат разные: засыпать, засадить деревьями, вдвинуть в него чего-нибудь побольше, платформу, например - строй на ней что угодно. Что угодно как раз не получится, именно потому что овраг - живой организм.


Разрастаясь, расширяя свои пределы, когда-нибудь через многие века, как объясняет Мира Бессонова, он превратится из узкой эрозионной щели в обширное болото. А сейчас есть смысл использовать уникальную чашу оврага в полезных целях.


«Вот, скажем, как остановить филармонию от подвижек вниз по оврагу? Ведь не зацепишь же ее за что-нибудь на Советской со стороны фасада. Все шатко, ненадежно. Все на отсыпанных грунтах. Но с обратной стороны кто мешает построить, отсыпать и закрепить, скажем, буронабивными скважинами, как закрепляют оползни, открытый амфитеатр для зрителей в несколько ступеней. Амфитеатр полукружьями охватит верховья оврага, закрепит их как подпорной стенкой и послужит костромичам зрительской площадкой. А ниже по оврагу на платформе может быть сцена-трансформер», - предлагает геолог.


И действительно, хочешь - музыку слушай в таком амфитеатре, хочешь - дыши воздухом и любуйся Волгой. Все открыто: зрительская площадка не ограничена, как в центре города, застройкой. И ее можно развивать ступенями по склонам оврага, чередовать с детскими игровыми площадками, посадками мелкого кустарника, который будет и укреплять склоны оврага, и гасить звук с вибрацией. И чем не идея?

 

Алена АРСЕНЬЕВА

 

Елена Санжаревская, директор государственной филармонии Костромской области:

- Филармония в летнее время использует площадку у векового дуба, которая выходит к оврагу. Здесь, например, несколько лет в рамках проекта «Музыка на пленэре» под открытым небом выступают наши творческие коллективы. Но пока территория, к сожалению, не обустроена. Хотя это по сути лицо города, открывающееся всем въезжающим в него из Заволжья.


Нам очень хотелось бы, чтобы на месте оврага появился, скажем, парк искусств. Причем этот парк объединил бы и музыку, и живопись, и архитектуру... Тут можно было бы устраивать концерты, выставки, сделать, например, аллею, посвященную костромичам, прославившим своим искусством наш край. И идею обустройства площадки в виде амфитеатра мы поддерживаем, тем более что уже прорабатывали ее сами. Территория у филармонии, если можно так сказать, культурная. И использовать ее надо именно в этих целях.

Партнеры