Во славу людей, во славу области, во славу России!

 

17

В стране завершается общенациональный конкурс по присвоению имен великих соотечественников российским аэропортам. К сожалению, костромская воздушная гавань не вошла в число его официальных участников. Тем не менее наша газета поддержала инициативу провести региональное голосование и присвоить Костромскому аэропорту «Сокеркино» имя великого соотечественника или земляка.  Сегодня мы представляем мнения по этому вопросу историков, лидеров общественных, молодежных и патриотических организаций.

Свою историю Костромской аэропорт начал в конце Великой Отечественной войны. 6 ноября 1944 года в Костроме совершил посадку ПО-2, за штурвалом которого находился пилот Александр Монахов. этот самолет стал первым в составе размещенного в Костромской области авиационного звена Московского авиаотряда. Основной задачей летчиков подразделения стало обслуживание населения и народного хозяйства региона.
Спустя пять лет, 1 августа 1949 года, Костромское авиационное звено получило самостоятельность. Первые рейсы пилоты совершали по региону - доставляли почту, выполняли функции санитарной авиации, оказывали помощь сельскому хозяйству. Позднее Ан-2 выполняли пассажирские перевозки практически во все районы Костромской области.
В 1954 году открылись воздушные пассажирские рейсы на межобластных маршрутах. Самолеты Ан-2 соединили Кострому с Горьким, Москвой, Ивановом, Вологодской областью. В семидесятые годы комфортабельные Л-410 вышли на новые воздушные трассы. Появились рейсы в Ленинград, Воронеж, Орел, Самару, Саратов, Ижевск и многие, многие другие города СССР. Между прочим свой первый регулярный рейс самолет Як-40 совершил именно в Костромской аэропорт.
История нашего аэропорта неразрывно связана с Костромским авиапредприятием. Самолеты Ан-26 успешно доставляют пассажиров и грузы. Современный вертолет «Ансат», оснащенный всей необходимой медицинской аппаратурой, выполняет рейсы санитарной авиации.
Сегодня руководство страны стремится развивать региональные авиационные перевозки. И этот факт придает уверенности, что Костромское авиапредприятие и аэропорт и впредь будут занимать достойное место в авиационной отрасли России.

Андрей Соловьев, доктор исторических наук, профессор Костромского государственного университета:

- Вопрос о переименовании аэропортов, на мой взгляд, находится в плоскости разработки бренда и его последующей капитализации. Современный бренд - это миф, легенда, история, важный фактор самоидентификации страны, региона и личности. Бренд - это символ, образ, знак, метафора, идея, а также конструктор эмоциональных ощущений, воспоминаний, ассоциаций, используемых для создания или акцентированного прочтения уникальных, неповторимых особенностей территории.
Если вести речь о костромском аэропорте «Сокеркино», то мечта, впрочем, едва ли осуществимая в обозримом будущем, о международном статусе нашей небесной гавани делает рассуждения о переименовании скорее чисто умозрительными, что, однако, не лишает их определенной ценности. И в этом отношении бренд как обещание реализации желаемых переживаний приводит к максимальному масштабированию возможного символа, коим, безусловно, являются фигуры, определявшие судьбы Отечества - имена Годунова или Романова (безотносительно к конкретному монарху), жизнь которых непосредственно связана с нашим краем. Возможно, что сам бренд впоследствии мотивирует выход нашего аэропорта на высокие стандарты его продвижения в российском и международном летном пространстве.

Иван Рогов, сотрудник государственного архива Костромской области, историк:

- Конечно, Костромскую область нельзя назвать родиной воздухоплавания или крупным узлом авиасообщения. Наш аэропорт во многом выполняет функции местного значения. Туристическими воротами региона в полной мере его также сложно назвать. Поэтому присваивать ему имена брендовых персонажей вроде Ивана Сусанина, Михаила Романова или царя Берендея, наверное, смысла нет. В то же время костромская земля является родиной немалого числа людей, которые внесли большой вклад в развитие отечественной авиации.
Я думаю, что именно среди авиаторов - уроженцев Костромской области нам надо искать персоналии, имя которых можно присвоить нашему аэропорту. Из тех, кто наиболее близок мне по этому вопросу, - Михаил Козлов, уроженец деревни Ежово Галичского уезда Костромской губернии. он являлся летчиком-испытателем, героем Советского Союза, внес большой вклад в развитие гражданской авиации, а наш аэропорт, он по большей части гражданский. Принимал участие в испытаниях самых знаменитых самолетов, в том числе первого сверхзвукового пассажирского реактивного лайнера Ту-144. Его дальнейшая судьба печальна. Будучи командиром экипажа, он погиб во время показательных полетов Ту-144 на авиасалоне в Ле Бурже во Франции в 1973 году.
Другой достойный земляк Владимир Люсин. Военный летчик, герой Советского Союза родился в Костромском уезде, прошел всю войну. И вернувшись в Кострому, работал в Костромском центре ДОСААФ, который базировался на аэродроме «Сокеркино».

Дмитрий Соловьев, студент Костромского государственного университета, член педагогического отряда «Товарищ»:

- Инициатива очень хорошая, в истории нашей области очень много достойных людей, чьими именами можно было бы назвать Костромской аэропорт. Если навскидку, то мне на ум сразу приходят Александр Островский и Иван Сусанин. Что касается маршала Александра Новикова, почему нет? Было бы неплохо привлечь к обсуждению кандидатуры общественные организации Костромской области.


Виталий Мойсюк, председатель Костромской региональной организации ветеранов «Российский Союз Ветеранов»:

- В стране развернулась замечательная акция по присвоению аэропортам имен великих людей, и мы не должны остаться в стороне. И хотя наш Костромской аэропорт не имеет статуса международного, а является областным, мы считаем своим долгом добиться того, чтобы он носил имя заслуженного человека. Мы люди военные и конечно выбрали маршала Новикова. На заседании комитета совета ветеранов выступил командир базировавшегося в Костроме 439-го отдельного вертолетного полка Виктор Веселков с инициативой о присвоении Костромскому аэропорту имени маршала авиации Александра Новикова. Наша ветеранская организация приняла решение поддержать эту инициативу.

Алексей Селезнев, член регионального совета Костромского регионального отделения Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России»:

- В нашем крае множество людей, так или иначе связанных с авиацией. Все они, несомненно, достойны, чтобы их имя было увековечено в названии аэропорта. Но среди них есть человек, который стал настоящим символом развития военной и гражданской авиации, - это дважды Герой Советского Союза, главный маршал авиации Александр Новиков. Его вклад неоценим, причем он возглавлял военно-воздушные силы нашей страны в самый тяжелый для нее период, во время Великой Отечественной войны. В дальнейшем принимал участие в подготовке кадров для гражданской авиации, возглавив высшее авиаучилище гражданского флота. На мой взгляд, наш Костромской аэропорт должен носить имя главного маршала авиации Александра Новикова.

Юрий Цикунов, председатель Общественной палаты Костромской области:

- Эта задумка с аэропортами, я считаю, замечательная. Работу по сохранению памяти нужно вести денно и нощно. А решение назвать аэропорт в честь наших известных земляков - один из маленьких шагов, который позволит снова показать: вот он, наш великий человек, который положил свою жизнь во славу людей, во славу области, во славу России!
Мы уже обменивались мнениями с нашими ветеранами, офицерами, и у меня сложилось четкое убеждение, что достойнейшим человеком нашей земли является главный маршал авиации Александр Новиков. Он показал себя не только летчиком, но и стратегом, политиком, который строил не только авиацию, но в том числе и промышленность, ее обеспечивавшую. Он понимал все эти задачи в совокупности, ему пришлось вырабатывать теорию самолетостроения, теорию ведения боя с применением авиации. Я считаю: это выдающийся человек, выдающегося ума и, главное - огромный патриот. Большое счастье, что он наш земляк.

17 2

Партнеры