История оживает на глазах

P24 6


Можно ли увлечь подрастающее поколение событиями прошлого?

 

  Ответ на этот вопрос дали участники военно-исторического объединения «Гвардия». Здесь воплотили в жизнь проект «Уроки живой истории». На них дети могут примерить на себя экипировку бойца Красной Армии, разобрать автомат ППШ или подержать в руках винтовку Мосина. Студенты техникумов и младшие школьники с одинаковым восторгом наглядно знакомятся с историей своего Отечества.

 

И реконструкторы, и поисковики, и моделисты

 

  Нельзя сказать, что наша область была первооткрывателем проекта «Уроки живой истории». Подобные мероприятия уже пробовали организовать в тех краях, где хорошо работают поисковые отряды. Именно там для подрастающего поколения проводили лекции, показывали находки и предлагали ближе познакомиться с работой поисковиков.


  Из этого выросли и «Уроки живой истории» в нашем крае. «Накапливался материал: находки, снаряжение, документы. И уже с ними выходили в учебные заведения, чтобы познакомить школьников и студентов с историей, героями-земляками», - рассказывает руководитель проекта Олег Железняков.


  Для того чтобы проект смог существовать на костромской земле, нужна была команда единомышленников. И собрался круг людей, которые увлекаются военной историей. Это и реконструкторы, и поисковики, и моделисты. Есть и люди, которые занимаются военно-исторической миниатюрой. Если говорить проще, собирают солдатиков.


  «Мы, конечно, все были знакомы. Потому решили создать свою общественную организацию, чтобы уже свободнее выходить в школы, общаться с руководителями. Теперь тесно работаем с молодежным центром «Пале», детско-юношеским центром «АРС», лагерем «Дети Берендеевки», - объясняет Олег Железняков.


  Сам руководитель проекта - военный пенсионер, служил в МВД, за плечами - пять командировок на Северный Кавказ. Богатый опыт позволяет отвечать даже на самые каверзные вопросы ребят. Тем более что сейчас Олег Олегович - сотрудник Военно-исторического музея.

 

Примерить на себя экипировку

 

  Безусловно, интерес к военной истории и у ребят, и у руководителей учебных заведений растет ближе к памятным датам: Дню защитника Отечества, Дню Победы. Но военно-историческое объединение «Гвардия» работает круглый год. При этом рассказывают детям не только про Великую Отечественную войну.


  «Мы проводим уроки и по Первой мировой войне. У нас есть коллега по увлечению - Алексей Селезнев. У него очень богатый материал именно по костромичам, по Георгиевским кавалерам. В перспективе у него даже выйдет книга» - рассказывает руководитель проекта.


  Чтобы уроки были как можно более интересными, организаторы проекта все время находят новые формы. Скажем, к столетию рабоче-крестьянской Красной Армии (а его отмечают именно в 2018-м, школьникам дали возможность примерить на себя и экипировку современного бойца, и солдат Великой Отечественной войны.
«Ребята сравнивали прежнюю металлическую каску и новую кевларовую, маскхалат бойца Красной Армии и современный, так называемый «пиксель». А знаете ли вы, как защищались солдаты Великой Отечественной войны? - спрашивает Олег Железняков. - Кованую саперную лопатку заткнули за пояс - брюшная полость прикрыта. Сейчас солдата защищает бронежилет. И так далее, вплоть до вооружения. Безусловно, это их по-настоящему увлекло».


  Аудитория уроков «живой» истории совершенно разная - от восьмилетних школьников до будущих призывников, студентов техникумов. И подход к ним совершенно разный. Хотя объединяет одно - наглядность.


  Оружие, которое попадает в руки к ребятам, - точная копия того, что использовали солдаты Великой Отечественной. К счастью, и сегодня изготавливаются так называемые макеты массогабаритные. «Вы знаете, какой интерес вызывает возможность разобрать ППШ или винтовку Мосина? Сейчас можно достать такие макеты. Но через оружие, пока ребята смотрят, мы пытаемся донести до них историю подвигов, в том числе и костромичей. К примеру, показывали пулемет «Максим». Именно на таком воевал Борис Махотин. Оставаясь прикрывать отход наших сил, он в одиночку уничтожил более трехсот гитлеровцев», - делится с нами Олег Олегович.

 

Пулемет Максима правильно назвал

 

  Насколько необходимы сейчас подобные уроки? Организаторы уверены: крайне нужны. Подрастающее поколение получает знания истории в основном из фильмов. Как признается Олег Железняков, дети часто спрашивали его: «А почему не показали «миниган»?».


  Впрочем, среди школьников находятся и те, кто по личному желанию изучает военную историю своей страны. «Мне запомнился один мальчик, класс, наверное, четвертый. Подвел я их коллектив к автомату ППШ, и он мне про него все рассказал: про металлический кожух, который способствует остыванию ствола, про разные варианты «магазина». Пулемет Максима правильно назвал, с ударением на первый слог. Интересно, что в его семье нет военных, но родители поддержали его увлечение и покупают книги по военной истории. То есть он не пользуется интернетом, а работает с различными изданиями. И так как я коллекционирую солдатиков, то в конце экскурсии просто подарил одного из них - настолько он поразил меня своими знаниями», - рассказал Олег Железняков.


  Но для ребят посещение урока живой истории не заканчивается со звонком. Среди школьников и студентов находятся и те, кто проявляет интерес к исторической реконструкции или к работе поискового движения. Не в этом ли главная задача подобных акций?


  «Некоторые оценивают такие уроки как развлечение. Но с другой стороны - общеобразовательной программы детям хватает. Через такие уроки мы стараемся «зацепить» ребят, заинтересовать историей. Из десятка одного «зацепим» - значит, мы задачу выполнили», - подчеркивает Олег Железняков. Во время занятий нередки случаи, когда дети пытаются узнать, каким оружием воевали их деды и прадеды, через какие события они прошли. И через историю своей семьи узнают нечто большее.


  Стоит отметить, что для участников проекта такая работа - общественная нагрузка. И для всех учебных заведений проведение уроков абсолютно бесплатное.

 

Партнеры