Василий Бартенев:

7

 

 

В сентябре команда Пыщугской школы победила на Президентских состязаниях, которые состоялись в Анапе. В нелегкой борьбе ребята заняли первое место в многоборье и первое место в общем зачете среди 73 команд из других регионов России. Тренирует «великолепную восьмерку» Василий Бартенев, преподаватель физической культуры Пыщугской средней школы. Мы побеседовали с ним о том, как в сельской школе поддержать и развить интерес к спорту.

Из математики - в физкультуру

- Василий Васильевич, как давно вы преподаете?
- Я работаю в школе с 1992 года. А вот физкультуру преподаю с 1994-го. Основная моя специальность - учитель математики. И до недавнего времени, а точнее, до 2008 года, я совмещал преподавание двух предметов. Потом при переходе на работу в Пыщугскую школу у меня был выбор, какой из них оставить. И я выбрал физкультуру. Два предмета совмещать сейчас очень тяжело.
- Не секрет, почему сделали именно такой выбор?
- Учителей математики и так много. Да и в принципе всегда хотел преподавать физкультуру. Но в юности сложились обстоятельства так, что мне было проще поступить на физмат. Сдать математику, физику для меня не составляло проблем. Вступительные экзамены я сдал с двумя пятерками и одной четверкой.
- Но спортом увлекались?
- Любил лыжи. Чем длиннее дистанция, на которую надо бежать, тем для меня интереснее. В наше время телевизоров не было, компьютеров тем более. Развлекались спортом. Для нас это был просто образ жизни. А рекордов и каких-то выдающихся успехов у меня не было.
- Нет желания вернуться из спортзала в математический класс?
- Математику я далеко не задвигал. Ведь моя жена преподает математику и физику. Да и ребята иногда подходят, просят помочь. Учителей бывших не бывает.

Мы ждали шанса пять лет

- Как вы стали тренировать пыщугских ребят?
- Я из Горкинской школы перешел в Пыщугскую. Здесь возможности были шире - детей больше. Мы начали заниматься спортом, поднимать его на тот уровень, который бы мне хотелось видеть. К счастью, со временем сложился очень хороший коллектив учителей физкультуры и при поддержке администрации школы начали развивать именно спортивное направление. Стали вводить дополнительные секции, узнавать, где можно принять участие в соревнованиях.
- Но и в прежней школе вы пытались поднять спорт?
- В Горкинской школе мы развивали полиатлон. Там у меня было всего пятьдесят учеников. Но в итоге из числа моих учеников - кандидаты в мастера спорта, один стал мастером спорта международного класса, призером чемпионата мира. Но это уже их заслуги, а не мои.
- Разве? Говорят, что доля тренерского труда очень и очень высока?
- Я считаю, что если ребенок не захочет, вы его никогда не заставите. Будь вы хоть профессиональный тренер семи пядей во лбу. В случае и с этим классом, победившим на Президентских состязаниях, происходило точно так же.
- У них была мечта - победить в этих соревнованиях?
- Да. После того как в 2013 году команда нашей школы ездила в Анапу, класс загорелся желанием повторить это и тоже побывать на Президентских состязаниях. Мне оставалось им только помочь, подсказать, а все остальное они делали сами. Каждый год они ждали жеребьевку, на которой определяется, ребята какого возраста будут участвовать в соревнованиях этого года. Жребий нужный не выпадал, ребята уменьшали интенсивность тренировок и продолжали дальше работу. Так пять лет мы ждали своего шанса.
- Как проходит отбор в команду для участия в Президентских соревнованиях?
- Принцип очень простой. Во-первых, это должны быть дети из одного класса. Во-вторых, просто берем лучших по результатам - четыре мальчика и четыре девочки.

Главное - команда

- В чем особенность тренировок к Президентским состязаниям? Там же очень много различных видов спорта представлено?
- В основном мы делали ставку на спортивное многоборье. Здесь очень тяжело готовиться, потому что все тренировки похожи на день сурка. Изо дня в день бег, прыжки, силовая гимнастика, растяжка, пресс. Сперва мы набирали нужное количество, а потом отрабатывали качество.
- Почему зачастую команды и спортсмены из глубинки показывают высокие результаты? У сельских детей меньше соблазнов?
- Соблазнов столько же. А вот возможностей меньше. Я повторюсь, если у ребенка появляется интерес, его ничего не остановит. В этой команде есть юноша, которому в четвертом классе только-только разрешили ходить на уроки физкультуры - у него были проблемы со здоровьем. И за эти пять лет он сумел попасть в четверку лучших, кто едет в Анапу, и из этой команды быстрее всех пробежал километр. Можно сказать, что он сам себя сделал, а я ему только помог.
- Но команды из областной столицы такими достижениями похвастаться пока не могут.
- Все зависит от отношения учителей. Я ездил с несколькими костромскими командами. Кто-то приезжает, чтобы выступить как получится. А в этот раз мы были с командой из школы №8, которую готовила Наталья Французова. Они тоже приехали выигрывать. Но так как Наталья Львовна поехала в первый раз, то многого не знала, и потому ей было труднее готовить команду. И если ее класс еще раз примет участие в Президентских состязаниях, то результат конечно же будет выше. Мы своего успеха добились с четвертой попытки. Но сразу все настроились только на выигрыш.
- При этом понятно, что у вас возможностей для подготовки меньше, чем в той же Костроме.
- Скажу честно - мы выиграли вопреки обстоятельствам. Круговой дорожки беговой у школы нет, а та, что есть в районе, не подходит. Асфальту больше тридцати лет, много бугров и ям. Мы использовали, конечно, все возможности спортивного зала, площадки «Газпром - детям».
- Вопрос, который стал традиционным для педагогов: чему вы научились от своих учеников?
- Постоянно чему-то учишься. Я считаю так: пока ты учишься, ты и есть учитель. Дети всегда разные, разные у них и характеры. Взять ту же восьмерку, которая ездила в Анапу. Можно сказать, что для каждого была своя тренировка. Для одних - одни упражнения, для других - другие. Я по шаблону не работаю.
- Приходится быть психологом?
- Любого студента педагогического вуза учат психологии, возрастной психологии. А на соревнованиях во главе стоит команда. Можно выиграть только этой восьмеркой. Если они будут единым целым - они победят. Если хоть кто-то выпадет - проиграют. Но наши ребята смогли сплотиться, стать настоящей командой. Но хочу подчеркнуть: с ними работала команда учителей, не только я один. Моя жена готовила теоретический конкурс, творческий помогали делать человека три: писали сценарий, работали над хореографией. Администрация занималась всей необходимой документацией и так далее. Была тоже такая своеобразная команда из семи-восьми учителей.

Звездной болезни у детей нет

- Как у детей прошла акклиматизация в Анапе?
- Нам в этом году немножко повезло. Из-за погоды спортивное многоборье сместилось. И двух дней лишних нам хватило. Ребята физически были готовы, и им необходимо просто «продышаться»: привыкнуть к тому воздуху, температуре. Да и после двух дней в поезде тяжело сразу выступать. Первые же команды вообще добирались на автобусе. А там не ляжешь нормально, не прогуляешься.
- Когда ребята вернулись победителями, к ним столько было приковано внимания. Не «зазвездились»?
- Им просто некогда - скоро выпускной класс, экзамены. Да и кроме того, у нас уже были определенные успехи в прошлые поездки. В районе попривыкли к тому, что мы достаточно часто попадаем в призы. Было призовое место в творческом конкурсе, выигрывали в теоретическом конкурсе, попадали в шестерку призеров.
- Когда вы сами были школьником, был ли шанс поучаствовать в соревнованиях такого уровня?
- К сожалению, нет. Президентские состязания - это очень хорошая идея. У сельских ребят появляется возможность хотя бы просто побыть три недели на море. Сами соревнования организованы шикарно. Дети видят все это, общаются. И даже те, кто не показывает результаты, запоминают это участие на всю жизнь.

 

Партнеры