Сегодня мы расскажем еще об одном герое, простом солдате, уроженце Костромской области, сложившем свою голову на полях сражений Великой Отечественной войны. Костромич Иван Мухин погиб осенью 1941 года в боях под Ленинградом и похоронен на Пискаревском кладбище.

По всей видимости, Иван Васильевич Мухин родился в Сусанинском районе. До 1939 года поселок Сусанино имел название Молвитино. В опубликованных Министерством обороны России документах указан Молвитинский район, деревня Городище. Однако сейчас нам не удалось обнаружить ее следы. Зато точно известен год рождения Ивана Мухина – 1910-й.

Поскольку к началу войны Иван Васильевич уже перешагнул тридцатилетний рубеж, то на момент начала военных действий он уже, вероятно, прошел срочную службу. Как и миллионы сограждан его призвали в самые первые дни. Известна точная дата призыва — 23 июня 1941 года. Предположительно, из Костромы Ивана Мухина направили в учебный военный лагерь, в действующую армию он попал в середине июля 1941 года, поскольку именно в это время в Загорске (ныне Александров) происходило формирование 268-й стрелковой дивизии. Как следует из опубликованных Министерством обороны России документов, Иван Мухин проходил службу в 430-м отдельном саперном батальоне, входившем в состав этой дивизии.

Обязанности саперов включали не только постановку и снятие мин, но и возведение оборонительных сооружений, наведение переправ, строительство военных дорог. Как известно, летом и осенью 1941 года на фронтах складывалась очень сложная обстановка, противник наступал, наши части были вынуждены отступать. И в этих условиях подразделения саперов нередко бросали в бой наравне со стрелковыми частями.

Уже в августе бойцы 268-й стрелковой дивизии приняли первый бой. Это произошло в Эстонии. В конце лета – начале осени дивизия, ведя кровопролитные бои, отступала на восток в сторону Ленинграда. В начале октября личный состав и техника 268-й дивизии вошли в состав 55-й армии и были передислоцированы из Ленинграда в район станций Саперная — Понтонная, примерно в двадцати – двадцати пяти километрах на юго-восток от города на Неве.

Перед бойцами и командирами дивизии командование поставило задачу: с ходу начать наступление на укрепленные позиции врага в направлении населенного пункта Ульяновка. В этих боях дивизия понесла очень серьезные потери. Красноармейцы раз за разом поднимались в атаки, противник, занимавший господствующие высоты, вел сильнейший огонь по наступавшим из пулеметов, минометов, пушек и других видов оружия. К сожалению, многочисленные попытки прорвать оборону немцев закончились неудачей и в середине октября дивизия перешла к обороне.

Иван Мухин также принимал участие в наступлении. В эти дни он мог только чудом остаться в живых. Прекратив наступление, подразделения дивизии вели только небольшие операции в полосе своей обороны. По всей видимости, во время одной из таких операций Иван Васильевич получил ранение. Его направили в один из ленинградских госпиталей. Туда Иван Мухин попал в первых числах ноября, а уже 13 ноября 1941 года его не стало. Красноармеец Иван Мухин умер от ран, похоронили бойца, как и многих защитников города на Неве, на Пискаревском кладбище.

Известно, что в Костроме у него осталась жена Мария Васильевна Мухина, которая проживала на улице Первая Рабочая. К сожалению, многоквартирный дом, в котором жила до войны семья Мухиных, не сохранился. Мы надеемся, что в Костроме остались родственники Ивана Васильевича. И они, прочитав этот материал, откликнутся и напишут или позвонят в редакцию нашей газеты.