Популярные среди горожан торговые сети на минувшей неделе стали предметом пристального внимания не только корреспондентов «СП-Экспертизы», но и активистов проекта «Народный контроль», организованного региональным отделением партии «Единая Россия». Результаты неоднозначные: молочное «соседство» соблюдается еще не на всех прилавках, а в некоторых точках на претензии в книге жалоб не отвечают годами.

«БЗМЖ» в магазин на ПМЖ

Те, кто следят за изменениями законодательства в сфере продуктов питания, в курсе — с 1 июля вступили в силу новые правила выкладки молочной и молокосодержащей продукции. Теперь товары без заменителей молочного жира должны визуально выделяться на фоне остальных продуктов и сопровождаться подписью «БЗМЖ» («без заменителей молочного жира»). Реализацию закона и проверили активисты под руководством главы города Юрия Журина. И хотя практически все торговые сети, которые попадались на пути «Народного контроля», нужную информацию на ценники добавили, а кто-то даже оборудовал специальные прилавки, полностью соблюсти молочное «соседство», по мнению Юрия Валерьевича, пока не удалось — недостаточно явное и доступное взгляду разделение. А в одном из магазинов не молочным продуктом почему-то посчитали мороженое. Прилавок с этим лакомством не был снабжен нужной информацией. Продавцы развели руками — старшего нет, а мы не знали, что мороженое тоже подходит под закон.

Кстати, в той же самой торговой сети выяснилась еще одна неприятная штука. С жалобой на магазин к «Народному контролю» обратилась покупательница Татьяна Дмитриевна. «Считаю, что они не очень корректно работают. В частности, товар не всегда соответствует ценнику. Приходишь на кассу, спрашиваешь, продавцы точно ответить на вопрос не могут. Был у меня конфликтный случай, я взяла книгу жалоб, открываю, а там десять жалоб без ответа», — рассказала она. Самой книги жалоб в положенном месте, — «Уголке потребителя», не оказалось. А когда спустя долгое время ее все-таки вынесли из подсобки, опасения подтвердились: на претензии покупателей здесь отвечать и решать спорные вопросы не привыкли. Разбираться с магазином дальше будут представители Роспотребнадзора.

С дынькой — аккуратнее

Одной проверкой «Народный контроль не ограничился». Активисты в каждой торговой сети закупили для экспертизы дыню. Выбор на этот популярный сезонный фрукт пал неспроста. В последнее время поступает слишком много жалоб на избыточное содержание нитратов. Например, в одном из магазинов города продавалась дыня, доля вредных веществ в которой превышала норму в десять (!) раз. Как рассказали в лаборатории, «химический» фрукт вызвал у покупателя отравление.

Для полноты картины активисты закупили дыни нескольких сортов в разных торговых сетях. Запротоколировали, опечатали и отдали на исследование в городскую службу контроля качества. Результаты экспертизы станут известны чуть позже.

Юрий ЖУРИН, глава города Костромы:

— Новый федеральный закон упрощает для потребителя поиск продуктов, не содержащих растительных жиров. В ходе рейда мы увидели, что маркировка не всегда удобна и понятна, по некоторым продуктам до сих пор не выставлена. Безусловно продолжим рейдовую работу и потребуем от всех сетей, чтобы разделяли такие продукты, и они были видны невооруженным взглядом, что особенно важно для старшего поколения.

Илья МОРОЗОВ, директор одного из магазинов:

— Мы стараемся следить за качеством, хотим, чтобы люди покупали достойные продукты, рады, что общественникам это тоже не безразлично. На ценниках обязательно указываем, содержит продукт молочные жиры или нет. В ближайшее время пройдет реконструкция магазина и мы постараемся разделить продукты для наглядности.