На «Ювелирные миры Николая Нужина» (0+) можно посмотреть в Музее ювелирного искусства.

Художник работал в разных техниках, используя при этом серебро, медь, мельхиор, перламутр, полудрагоценные камни, стекло. Изделий из дорогого материала совсем мало, чаще — серебро с позолотой, потому что главным для Нужина всегда был смысл и фантазия.

На выставке гармонично представлены ювелирные произведения, скульптуры и панно. Коллекция современна, была создана на грани веков и выставляется неизменно двадцать лет. Экспонаты не продаются, можно лишь посмотреть — это принципиальная позиция Елены Нужиной, вдовы автора. Как отмечают искусствоведы, Николаю Нужину удалось соединить конструктивизм 20-го века с русской образностью.

Удивительно, в работах этого художника на первый план выходит философский смысл изделий. Например, гарнитур «Любит — не любит». Три цветка, а на лепестках каждого — мужские имена. Вот она — тема судьбы и счастья, сразу вспоминается гадание. Или брошь «Золотая клетка»: стоит мужчина на балконе, опустив низко голову — на него давит эта клетка, символ богатства.

Много ювелирных изделий, посвященных супруге Елене Нужиной. Можно увидеть колье «Самая-самая», состоящее из слов-признаний жене. А изначально колье было вместе с браслетом, последний купили давно и очень быстро, буквально сняли с руки Елены.

Работал Николай Нужин всегда много, любая вещь утилитарна. Его ценили и зрители, и покупатели, и искусствоведы — это большая редкость, когда во мнении сходится такая разная аудитория.

Елена НУЖИНА, супруга художника-ювелира Николая Нужина:
— В нем никогда не было зависти, подлости или нездорового соперничества. Всегда много работал, и очень торопился жить. Мне было очень интересно наблюдать этот творческий процесс.