При входе в школу №26 Костромы, каждый обратит внимание на мемориальные таблички, три из которых посвящены Героям Советского Союза. И тут же становится ясно: здесь знают свою историю и берегут ее.

Эта образовательная организация может похвастаться удивительным, богатым на экспонаты музеем. Действительно — память, хранимая детством. Огромные стенды, интересные экспозиции, флаги и вымпелы. Поражает музей и накопленным материалом: столько подлинных документов увидишь не каждый день. Заведующая музеем, Нина Николаевна Есина, доброжелательно и интересно рассказывает о знакомом и родном. Вся накопленная информация –то, что нашли о выпускниках-героях, участниках Великой Отечественной войны, об учителях и учениках, которые были на фронте.

Неравнодушное отношение к сохранению истории проявил и бывший выпускник школы — Константин Михайлович Попов, участник Великой Отечественной войны. Еще при жизни он накопил большой материал и подарил музею. Отправил много воспоминаний. Кроме того, отдал в школу свои награды, бинокль и компас. Сейчас о нем, как и о многих других, собран материал в отдельной книге. Чтобы получить информацию, заведующая музеем вела с выпускником большую переписку. Константин Михайлович прислал собственные военные очерки. Он прошел от Москвы до Берлина. Отправил для других поколений и почтовую карточку, где прописал весь свой военный путь. В конце одного письма Константин Михайлович оставляет следующие слова: «Прошу вас не называть меня героем. Я просто делал свое дело, как его понимал». Эта карточка и сейчас хранится в оригинале.

Важные документы есть о многих бывших учениках, директоре – все они ушли на войну. Первый директор, Иван Иванович Гречухин, участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Кроме того, в музее находится большая экспозиция «Костромичи в годы войны». Там можно увидеть и списки героев Костромской области. В 2012 году после оформления необходимых документов школе присвоили имя Героя Советского Союза Вадима Васильевича Князева. Сохранилось даже его письмо с фронта в оригинале. Есть и письмо его мамы, где она сообщила всю биографию сына. Для учащихся разработано интерактивное путешествие по маршруту Вадима Васильевича. Жил он напротив Шаговского пруда. Ребятам рассказывают, по каким улицам проходил будущий герой до школы, и о каждой представляется историческая справка: почему так названа, что в ней особенного, кто жил. Сохранился, как бы мы сейчас сказали, и «классный журнал» тех далеких лет, где напротив фамилии Князева видно надпись «ушел на фронт». И подобных записей много под разными именами.

Еще в зале музея можно посмотреть две важные книги: «Книга воинской славы» 26-й школы – записаны учителя и учащиеся, которые были на войне и остались в живых. И «Книга памяти» — тоже про учителей и учеников, но о тех, которые погибли или пропали без вести. Среди экспонатов есть подарки от воинской части: шлем, сумка, вымпел. Дети очень интересуются подобными атрибутами, когда видят их не на картинках. Может быть, это будет оксюмороном, но музей по-настоящему «живой»: даже за время беседы в нем «Северной правды» с заведующей, забегали ученики младших классов с горящими глазами, сразу же к стендам — и что-то начинали рассматривать. Наверно, это и есть самый главный эффект работы – неподдельный интерес «зрителя».

Нина Есина, заведующая музеем школы №26:

— Констанин Михайлович Попов прислал нам копии всех удостоверений, медалей. Переписка у нас была долгая, Константин Михайлович печатал на машинке, писал много, но потом пришло письмо с завершающей фразой «машинке капут» — некоторые буквы уже не пропечатывались, он прописывал их нам от руки. И это было последнее письмо. Прожил участник Великой Отечественной войны более 90 лет.

А еще музеем составлена карта микрорайона школы с отметками по адресам: выписали все адреса из этих двух книг и отмечали красным, кто вернулся с фронта и зеленым – те, судьба которых не известна. Все это есть в большом формате в рекреации на стенде. И зафиксированы с 2012 года все, кто вел поисковую работу.

У нас есть актив музея. Они много делают: это и исследовательская работа, помогают создавать памятные книги. В музее много еще работы с фондами, с каталогами. Дети создают каталог музея, делают инвентарную книгу, все там прописывают, даже электронный вариант. Им нравится, приходят самостоятельно. Мне очень хочется, чтобы наши дети хранили память, чтобы помнили и побольше знали.