О ключевых показателях региональная антимонопольная служба рассказала на публичных слушаниях. Юлия Макарова, заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Костромского УФАС России, подчеркнула: предотвратить нарушение возможно заранее.

Предписание выполнено, дело прекращено

На начало 2019 года Костромское УФАС вело пять антимонопольных дел по статье 10 закона «О защите конкуренции», из них три по признакам нарушений в сфере электроснабжения, а также два антимонопольных дела по статье 11 — в сферах дорожной отрасли и поставки комплектующих к медицинскому оборудованию. В первом квартале два дела были завершены, по одному Костромское УФАС выявило нарушение и выдало обязательное для исполнения предписание. По второму использовало механизм предупреждения. На этом деле мы остановимся чуть подробнее.
Одна из компаний, которая занимается предоставлением услуг в сфере информационных технологий, выиграла конкурс по обеспечению автотранспорта системой ГЛОНАСС. После того как контракт был заключен, выяснилось, что для передачи информации в региональный навигационный информационный центр необходимо заключить еще один контракт, но уже с оператором центра. Этот контракт включал в себя пункты об оплате предоставляемых оператором РНИЦ услуг.
К такому повороту событий компания, выигравшая конкурс, оказалась не готова и обратилась в Костромское УФАС. В результате разбирательств выяснилось, что запрета на платное предоставление такого рода услуг не существует. Представители оператора РНИЦ справедливо отметили, что основной целью их организационно- правовой формы является извлечение прибыли и распределение ее между участниками. И ничего незаконного в их действиях быть не может.
Далее выяснилось, что контракт с оператором РНИЦ предполагает в том числе и оплату лицензии на программное обеспечение, которое компания, выигравшая конкурс, уже приобрела. «Встал вопрос, зачем два раза платить за одно и то же, — рассказывает Юлия Макарова. — Костромское УФАС вынесло предупреждение, поскольку это уже можно было расценить, как навязывание услуг, невыгодных контрагенту. Мы предложили оператору РНИЦ не продавать лицензию, а предоставить ее в аренду, поскольку это в разы дешевле. В результате оператор выполнил предписание, соответственно дело было прекращено».
Таким образом, профилактическая мера — предупреждение позволило и нарушение устранить, и оператору РНИЦ на законных основаниях избежать привлечения к ответственности в виде оборотного штрафа.

Для отказа в заключении договора оснований нет

На конец первого квартала 2019 года в производстве Костромского УФАС находилось уже девять дел по защите конкуренции. Любопытная история произошла в одном из районов Костромской области. У муниципального унитарного предприятия сельского поселения закончился срок действия договора с ресурсоснабжающей организацией.
МУП отправил заявку на заключение нового договора. Важно отметить, что своим имуществом муниципальное унитарное предприятие пользуется на праве хозяйственного ведения, переданном администрацией поселения. В результате ресурсоснабжающая организация отказалась заключать договор, ссылаясь на то, что МУП не является владельцем имущества. «Мы это дело рассматривали, изучали судебную практику, выяснили, что подобные дела доходили до Верховного суда, — говорит Юлия Анатольевна. — В этом случае данная компания не тот орган, который вправе давать юридическую оценку законности владения потребителем имуществом. Да, государственная регистрация права должна быть. Но имущество в МУП передано на законных основаниях, уполномоченным органом, администрация поселения является учредителем данного МУПа, а компания не является контрольным либо надзорным органом».

Юлия Макарова, заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и информационного анализа Костромского УФАС России:
— Еще одна статья, по которой мы выносим те или иные решения, — это статья 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Здесь в основном речь идет о неправомерных действиях органов власти, в том числе нарушениях в сфере конкуренции, создании барьеров, указаний, с кем работать, а с кем нет. По этой статье выдаем сначала предупреждения. Всего в первом квартале 2019 года Костромское УФАС выдало четыре подобных предупреждения — трем органам местного самоуправления и одному из органов исполнительной власти области.