Юлия Викторовна Спиридонова — победитель муниципального конкурса «Учитель года 2019» в номинации «Учитель-логопед». Но это вовсе не означает, что в ее жизни все было ясно и просто. Поначалу после окончания Костромского медицинского училища Юлия немало лет проработала медицинской операционной сестрой в перинатальном центре. Позже, после окончания Ярославского государственного педагогического университета, получила новую специальность — учитель-логопед. Так началась другая половинка ее жизни. Не менее интересная и по-своему важная. Главное, по мнению Юлии, чтобы работа пришлась по душе.

Любимым делом всю жизнь занимаюсь

«И на первой работе, медсестрой, — рассказывает Юлия, — я чувствовала, что это мое дело, но хотелось расти, развиваться. Выбрала профессию логопеда. Работа с детьми меня всегда привлекала». Поступила легко, сдав экзамены как нельзя лучше. Конечно, готовилась всерьез и тщательно. После окончания университета стала постепенно осваивать профессию. Сначала тренировалась на соседских детях, позже — на сынишке. Понемногу стало получаться, и пришло понимание, что логопедия — это то, что надо. Начались занятия в малышкиной школе, а потом последовало приглашение в детский сад поселка Караваево. Так Юлия Спиридонова пришла в «Солнышко», где и работает сегодня.

Ситуация сегодняшнего дня

С чем приходится сталкиваться сегодня учителю-логопеду в детском саду? На этот вопрос Юлия Викторовна отвечает так: «Сегодня мы сталкиваемся с общим недоразвитием речи на разных уровнях. На мой взгляд, начинать заниматься с ребенком надо с четырех лет. А если что-то настораживает родителей, то в три года желательно пройти диагностику у логопеда, чтобы определить, попадает ребенок в группу риска или нет. Но, к сожалению, таких возможностей у родителей чаще всего нет. Мы работаем в рамках законодательства с детьми старших и подготовительных групп. Это дети уже пяти-, шестилетнего возраста. Если появляется возможность заниматься с детьми более раннего возраста, мы этой возможностью, конечно, пользуемся».

Дети бывают разные

Одинаковых детей не бывает. Это аксиома. А для родителя его ребенок — самый лучший. Это тоже аксиома. Учитель, и в том числе учитель-логопед, все эти непреложные истины должен хорошо усвоить. «В том-то и состоит мастерство учителя, — говорит Юлия Викторовна, — чтобы увлечь ребенка, заинтересовать и на свою сторону перетянуть». Разные секреты есть у каждого педагога. У Юлии Викторовны один из таких — она никогда не надевает белый халат. Потому что у некоторых детей возникает ненужное напряжение, даже тревога. Этот момент учитель-логопед Спиридонова непременно учитывает. В педагогике мелочей не бывает. «Конечно, наши дети своего рода продукты всеобщей компьютеризации и гаджетизации, — смеется моя собеседница, — и увлечь их труднее, но дети есть дети. Они все верят в сказку, в Деда Мороза, в то, что мы вместе отправляемся в большое путешествие в страну правильной речи. Конечно, бывают дети, с которыми контакт найти трудно, но нам приходят на помощь воспитатели, мы с ними по одну сторону находимся».

Наша цель — подготовить к школе

Подготовка к школе заключается не только в исправлении речевых ошибок, сегодня учитель-логопед старается развивать у своих воспитанников словарный запас, чтобы картина речи становилась красочной и объемной. «Сегодня детей, у которых только звука «р» нет, все меньше и меньше, — говорит Юлия Викторовна, — проблемы куда серьезнее. К примеру, психическое развитие накладывает свой отпечаток на речь. И дети с тяжелыми дефектами ре-чи будут хуже успевать в школе. Наша задача — помочь подготовить таких детей к школьной жизни. Дошкольное детство — наиболее благоприятный период для исправления речевых ошибок. Ведь дети растут, они начинают стесняться своих дефектов. В классе могут таких детей дразнить, смеяться над ними, а это в свою очередь может негативно повлиять на усвоение ребенком школьной программы». Речь идет об успешной школьной жизни ребенка. Установка на успех? Если хотите — да.

Задачки для родителей

Успех придет непременно, если вместе с учителем-логопедом будут помощниками ребенку его родители. «Вот посмотрите, — показывает на заполненную корзинку Юлия Викторовна, — там домашнее задание для родителей. В выходные дни родители занимаются с детьми. К сожалению, сегодня взрослые вынуждены очень много работать и время на семью резко ограничено. Но находить время для занятий необходимо». Так считает учитель-логопед. И с ним надо согласиться.

В помощь родителям в детском саду «Солнышко» организовали клуб «Домашний логопед». Идея клуба — знакомить родителей с конкретными приемами развития речи ребенка. «Сегодня можно видеть, — говорит Юлия Викторовна, — как ребенок в коляске сидит с тем же гаджетом, это влияет на развитие речи. Вместо того чтобы поговорить с ребенком, показать ему деревце, ручеек, птицу, родители дают ему тот же гаджет». В детском саду не разрешается пользоваться ни мобильниками, ни гаджетами. «Дети у нас целый день заняты, — говорит Юлия Викторовна. — Музыкальные занятия, физкультурные, развивающие занятия по обучению грамоте, прогулки, игры, скучать детям некогда». Все эти задачки родители решают тоже.

Конкурс и конкурсанты

Номинация «Учитель-логопед» стала для учителей новинкой. Поначалу Юлия Викторовна об участии не задумывалась, но пришлось. Кому, как не руководителю секции учителей-логопедов района, показывать пример? Конкурсные испытания были напряженными — приходилось недосыпать, волноваться, находясь в творческом поиске. Конкурс есть конкурс, своего рода экзамен на профессиональную зрелость. И уж если ты согласился в нем участвовать — отступать нельзя. Пиши сочинение на заданную тему, проводи мастер-класс в незнакомом тебе детском саду с незнакомыми детьми, словом, доказывай свою готовность в предлагаемых обстоятельствах. К тому же на семинаре надо представить свой опыт работы коллегам. Эти испытания пройдены. Сегодня — время новых испытаний уже на областном уровне. И здесь надо удивить жюри нестандартным подходом, присущим именно тебе. Своей выработанной методикой, своим творческим почерком. «Что-то нам дали в университете, а уж дальше — ты сам развивайся, твори», — улыбается моя собеседница. Трудно? А кто сказал, что легко?

Если ты любишь…

Эту фразу надо закончить словами Юлии Викторовны: «Если ты любишь детей, то все у тебя получится». Представьте, вы утром приходите на работу в детский сад, а к вам навстречу бегут дети, обнимают вас и спрашивают: «А когда вы меня на занятия возьмете?» «А меня?» «Когда отдача есть, — говорит Юлия Викторовна, — работа в радость». Детей не обманешь. Их чуткие сердца — лучший камертон. «Дети очень чутко чувствуют твой интерес к ним, — делится своими впечатлениями она. — Надо уметь отдавать им свое сердце». Но в то же время дети и благодарные. «Знаете, сколько мы, педагоги, от них получаем тепла, любви». Вот в таком взаимном отношении друг к другу и должен складываться мир взрослых и детей. Особый мир детства.

Ирина СОЛОВЬЕВА