Костромская область действительно может называться землей милосердия, которая в далекие военные годы принимала всех, кто в этом нуждался. Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней. Эвакуировать ленинградцев старались в местности, которые считались наиболее безопасными. Так, в 1942 году было принято решение переселить группу воспитанников детского дома блокадного города в Костромскую область.

Сила и стойкость ленинградцев, доброта жителей Макарьевского района подарили детям шанс на жизнь. Воспоминания о жизни Княжевского детского дома, опубликованные в сборнике «Навстречу открытиям», знакомят нас событиями, которые изменили жизнь многих. Эти воспоминания были собраны группой «Поиск», состоявшей из воспитанников современного детского дома Макарьева.
Как известно, в 1942 году на эвакуацию стали собирать один из детских домов Ленинграда. Воспитатели так и говорили детям: «повезут туда, где не стреляют». Уезжали воспитанники очень истощенными, при переезде попали под фашистский налет. Транспорт, перевозивший малышей, на глазах у других ребят был потоплен. Долгая дорога в глубинку была на поезде, лишь в Юрьевце всех впервые накормили манной кашей.

Княжевская школа, 5-6-й классы

В Макарьеве эвакуированных поселили в здании педучилища, а помещение детского дома стали готовить к проживанию. Самых тяжелобольных взрослых и детей поместили в больницу. Некоторые отважились самостоятельно выходить в город, менять вещи на продукты. Кадров не хватало, поэтому к работе в детском доме привлекли местных учителей. Режим дня детьми выполнялся безукоризненно — жили по принципу коммуны.

Антонина Иосифовна Щербакова, которую назначили завучем, вспоминала: «Это были удивительные дети: находясь в лесу, они ни разу не наелись ягодами сами, всё собирали в общий котел детского дома, потому что там, дома, остались больные».

Макарьевский район, как и вся страна, испытывал недостаток в продуктах питания, особенно в хлебе. Его привозили на санках, и мелкими кусочками делили на всех. Чувство голода не покидало эвакуированных еще очень долго. С прибытием ленинградских детей детский дом обзавелся хозяйством: появились корова, соответственно, и молоко на столах, лошади, на которых возили все необходимое. В 1943 году уже был огород — для себя выращивали картофель, капусту, морковь, свеклу. А когда назначили инструктора по сельскому хозяйству, Владимира Сергеевича Муравьева, сразу разбили сад с яблонями, даже обустроили собственную пасеку. Воспитанники Княжевского детского дома имели и отличительную форму: старшие девочки — платья с белыми воротничками, а у младших воротнички были красные с белыми цветами. Мальчишки имели «гимназический китель» как нарядную форму, а на повседневную одежду — рубашки-косоворотки.

Из воспоминаний Марины Ивановны Сидоровой, бывшей воспитанницы Княжевского детского дома №3: «…Многие дети не могли есть, из-за цинги десны не только кровоточили, но и разрушались. Таких детей, среди которых была я, поместили в больницу. Я очень долго пробыла в больнице, затем приехала в Княжево. Вскоре меня удочерила Александра Алексеевна Тютина из деревни Ярцево, но связь с детским домом продолжалась. Создав семью, я воспитала троих детей, дочери живут и работают в Макарьевском районе, сын — в Москве. Работники паспортно-визовой службы Макарьевского РОВД помогли мне встретиться со своим отцом, через много лет мы узнали друг друга…»

Воспитанники с затаенным дыханием слушали все сообщения с фронта. С 25 января 1944 года в Ленинграде прекратились артобстрелы, город вырвался из кольца блокады — ликованию детей не было предела! Вспоминают, что к этому времени у многих стали находиться родственники. Дети стали подрастать, заканчивали 7 класс школы. Кто-то уже получал профессию в ПТУ или педучилище. Долгожданный для всех день наступил 9 мая в 1945 году. Вспоминает Нина Павловна Шмонова: «В мае 1945-го кто-то из взрослых сказал, что война закончилась. Все еще лежали, и в одну минуту наши комнаты наполнились криками радости и топаньем. Стали возвращаться с фронта отцы, и приезжали за своими детьми». А уже второго июля состоялся прощальный вечер перед реэвакуацией. Но ещё до 1951 года в Княжевском детском доме находились дети блокадного Ленинграда.