Без царя в монастыре.

Опубликовано 02.04.2013 12:10

«Исторический день» впервые прошёл по новому сценарию. Точнее даже по трём: в минувшую среду священнослужители и прихожане чествовали главную костромскую святыню — чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери, таланты и поклонники отмечали любимый ежегодный праздник — Международный день театра, краеведы и патриоты вспоминали важную историческую дату — 400-летие возрождения российской государственности. Таким многоторжественным 27 марта в Костроме не было, похоже, уже давно. Настолько малошумным, впрочем, тоже.


Юбилейный при любом раскладе (по счёту — пятый, по сути — посвящённый 400-летию окончания Смуты), нынешний «Исторический день» запомнится отнюдь не юбилейной камерностью. «Камерной» программой, совершенно не глянцевой, не показной. Преследовавшей на этот раз, пожалуй, только одну цель — просвещать: пять музейных проектов в свободном доступе, две конференции, бесплатный кинопоказ, спектакль и концерт... Зрелищности минимум — максимум духовности: «Исторический день» в 2013-м  даже начинается с божественной литургии. Вполне официально.
Утром 27 марта, чтобы поклониться чудотворному образу Феодоровской Божией Матери, верующие со всей страны по традиции съехались в Кострому.  Собрались в стенах Троицкого собора Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, а это уже вопреки традиции: Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор, давно ставший для неё родным, главная костромская святыня покидает лишь в исключительных случаях. В минувшую среду не покинуть не могла: 27 марта 2013-го родовая икона Романовых, конечно, должна была вернуться на то место, где ровно четыре столетия назад перед ней преклонил колени первый из династии. Туда, откуда, благословлённая Феодоровской, началась новая Россия.
- Именно новое государство, в 1613-м выкарабкавшееся из Смуты, надо вспоминать и чествовать в «Исторический день» – подчеркнул возглавивший божественную литургию в Троицком соборе избранный епископ Макарьевский, викарий Костромской епархии архимандрит Ферапонт. Для воцерковленных костромичей лицо тоже новое: на минувшей неделе в Тронном зале храма Христа Спасителя настоятеля Иаково-Железноборовского мужского монастыря епископом Макарьевским нарекли по решению Святейшего синода.
А 27 марта к словам отца Ферапонта прислушались, кажется, все устроители «Исторического дня»: о России, сумевшей преодолеть безвременье, в среду поведали посетителям Церковного историко-археологического и Романовского музеев и заглянувшим на выставку частной коллекции Бориса Коробова в областную универсальную научную библиотеку. О ней же задумались участники конференции преподавателей истории и завсегдатаи традиционных «Сусанинских краеведческих чтений». Её судьбам посвятили кинопоказ в Доме народного творчества и театрализованное представление в костромском драматическом. Впервые за последние пять лет ставшее не самостоятельным действом (призывать Михаила Фёдоровича на царство у стен Ипатия в этом году, по слухам, собираются во второй половине мая) — всего лишь прелюдией к празднованию Международного дня театра.
«В этот день четыреста лет назад инокиня Марфа благословила своего сына Михаила Фёдоровича на царство. И очень значимо, что постановку, посвящённую событиям 1613 года, показывают актёры нашего любимого театра: история и театр тесно взаимосвязаны», - отметил после представления-реконструкции первый заместитель губернатора Алексей Анохин. Который на сцену костромского драматического в Международный день театра поднялся не случайно: он поздравил актёра Александра Кирпичёва с присвоением звания заслуженного артиста Костромской области. Кстати, сам новоиспечённый заслуженный признался, что этот самый «титул» напророчил себе ещё лет двадцать назад, шутки ради именно так подписав студенческую тетрадь. Что, в общем-то, означает лишь одно: городской «Исторический день» постепенно становится историческим днём в судьбах отдельных костромичей. Личным праздником становится.

Нравится