Карьерный вопрос

Опубликовано 22.11.2012 12:24

 Почему в области разрабатывают треть месторождений?


В нашей области 29 месторождений, где можно добывать щебень, гравий и песок. Но сейчас разрабатывают из них только девять. Добывающие предприятия пеняют на отсутствие спроса. Строители же ссылаются на низкое качество местных материалов и покупают их в других регионах. В ситуации разбиралась корреспондент «СП-ДО» Алена АРСЕНЬЕВА.

 Запас 29 костромских месторождений - а они находятся в основном в западных и центральных районах области - 210 миллионов кубометров валунно-гравийно-песчаных материалов. В среднем в каждом из них запасов хватает более чем на 15 лет добычи.
Сейчас десять предприятий разрабатывают только девять месторождений. В 2010 году добыли 745 тысяч кубометров, в 2011-м — 888 тысяч. В этом году будет примерно столько же, что и в прошлом. Добывать же вполне можно гораздо больше.
Но основную продукцию — щебень — строительные организации по-прежнему чаще предпочитают ввозить из других регионов. В 2011 году объем потребления щебня в области составил 398 тысяч кубометров, а объем собственной добычи щебня - 296 тысяч (76 процентов от потребления).
Почему мы завозим, вместо того чтобы производить? Как объясняет директор департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Смирнов, оборудование практически у всех добывающих предприятий устаревшее (только одно работает на современном), так что ассортимент продукции они не расширяют и объясняют это низким спросом. Строителей же действительно не устраивает качество нашего щебня, и они везут его в основном из Карелии — у того более жесткие характеристики.  
Вроде бы проще должно обстоять дело с песком, но это не так. Председатель областной Общественной палаты Борис Комиссаров, к примеру, жалуется на то, что в Галиче невозможно строить из-за того, что... песка нет. И купили бы — да не у кого. Хотя месторождения имеются, но разрабатываются они незаконно.
Песок еще, как известно, используют дорожники — на подсыпку, при ремонте и строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей. Из десяти добывающих предприятий — три дорожно-эксплуатационных. Они сейчас разрабатывают 12 месторождений, большей частью именно песчаных.  
Но, объясняет директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Роман Харисов, объемы строительных и ремонтных дорожных работ у нас низкие, поэтому разрабатывать дополнительные месторождения для дорожников нецелесообразно. К тому же финансовые траты на оформление документов по добыче составляют от 1,4 миллиона до 2 миллионов рублей. И времени на все процедуры требуется от пяти до восьми месяцев.
В принципе в области есть еще специализированное предприятие ОАО «Карьеравтодор» (100 процентов его акций у области). Опять же «но»: там тяжелая финансовая ситуация. Техника изношена, новую давно не покупали. Есть долги по зарплате за два месяца, касса арестована из-за долгов по налогам и сборам.
Как считает начальник ОГУ «Костромаавтодор» Александр Шведов, предприятие надо спасать, потому что его продукция востребована. Мол, могли бы дорожники проавансировать под будущую продукцию, но у них самих денег не густо.
«Необходимо рассмотреть различные схемы финансового оздоровления. Возможно, провести реструктуризацию. И на примере «Карьеравтодора» посмотреть, могут ли такие предприятия работать эффективно», - заявил первый заместитель губернатора Алексей Анохин в минувший понедельник на оперативном совещании при губернаторе. В ближайшее время в администрации пройдет совещание, где будут решать судьбу предприятия (подробности читайте в следующем номере «Северной правды»).

Нравится